Серебряное облако черного цвета: Rolls-Royce Silver Cloud III 1965 года в рассказе Андрея Хрисанфова

Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

Собственного кузовного участка британская компания Rolls-Royce не имела отродясь. Там с самого начала ставили своей целью достичь максимально возможного на данный исторический момент качества изготовления шасси, — а уж заботы о том, как его получше «одеть», вполне можно было перепоручить мастерам-каретникам, благо тех в начале прошлого века в Англии хватало. Но времена менялись…

Единожды избранной бизнес-стратегии фирма неуклонно придерживалась десятилетиями. Даже Великая депрессия конца двадцатых годов, изрядно поколебавшая платежеспособный спрос на ее продукцию, оказалась не в силах пошатнуть традиционалистический подход. Потребовалась Вторая мировая война, чтобы сложившаяся схема дала наконец трещину.

Количество независимых кузовостроительных предприятий в послевоенной Англии не шло ни в какое сравнение с межвоенным периодом. Кого-то выкосила еще вышеупомянутая Великая депрессия, ­кто-то, работая с самого начала войны на оборонку, так и не смог перейти с ее окончанием обратно на мирные рельсы; немногим счастливчикам повезло присоединиться к крупным автомобилестроительным компаниям и, по сути дела, войти в их состав, — так, в частности, ателье Park Ward еще перед самой войной угодило под влияние фирмы Rolls-Royce и оказалось ей весьма полезным при последующем переходе на цельнометаллические кузова. При этом упомянутый кузовной дом формально сохранял свой независимый бренд, и о тесных его связях с компанией Rolls-Royce публично старались не упоминать, — во всяком случае, напрямую.

В первый раз стандартные «фабричные» кузова в фирме отважились применить для машины Bentley Mark VI в послевоенном сорок шестом году. Впрочем, фабричными они могли считаться лишь условно, так как поставлял их по контракту сторонний производитель, — причем не какой-нибудь именитый кузовной дом с громким именем, а металлообрабатывающий завод Pressed Steel, основанный в 1926 году как совместное предприятие автомобильной фирмы Morris и заокеанского кузовостроительного гиганта Budd. Еще с начала тридцатых указанный завод функционировал как независимая производственная единица, специализировался на холодной штамповке, однако вполне способен был поставлять и комплектные «черные кузова» самым разным автомобилестроителям; контракт с такой фирмой, как Rolls-Royce, несомненно был для данного предприятия весьма лестным.

Судя по крохотным монограммам RR между фарами, данный экземпляр был изготовлен во второй половине 1964 года — и, следовательно, относится к наиболее поздним: уже в 1965 году эта модель уступила место на производстве более современному автомобилю Silver Shadow

«Кузов в металле», он же «черный кузов», согласно принятой технологической схеме, поступал на завод компании Rolls-Royce в городе Крю полностью комплектным; окончательную его отделку и окраску выполняли на соответствующем заводском участке, специально для этих целей организованном.  Обкатав упомянутую схему на автомобилях Bentley Mark VI, компания под самый конец сороковых годов решила часть получаемых таким образом изделий пускать в продажу — главным образом на экспорт — также и под маркой ­Rolls-Royce, соответственным образом подправив их внешний вид. Так появился на свет автомобиль ­Rolls-Royce Silver Dawn, выпускавшийся с 1949 по 1955 год и вполне успешно продававшийся не только за рубежом, но также — начиная с октября 1953 года — и в самой Великобритании, с соответствующим расположением рулевого колеса. Эта модель успела разойтись в 760 экземплярах, прежде чем уступить свое место в производственной программе более современному автомобилю под названием Silver Cloud. Именно он и показан на наших иллюстрациях.

Кузов для этой машины проектировал блистательный Джон Блетчли, гениальный самоучка, пришедший работать в компанию Rolls-Royce из знаменитого кузовного ателье J.Gurney Nutting. Из-за тяжелой болезни, перенесенной в юном возрасте, он был лишен возможности получить соответствующее формальное образование, однако с лихвой восполнил недостаток профессиональной подготовки за счет своего недюжинного дарования. На его счету уже были такие работы, как упомянутый нами ранее автомобиль Bentley Mark VI и переработка данной машины в Rolls-Royce Silver Dawn, да и задача организации в составе фирмы Rolls-Royce Ltd. подразделения по художественному оформлению автомобильной продукции тоже легла на его плечи. Будущую новую машину, которой предстояло занять место на конвейере с середины пятидесятых годов, Блетчли взялся проектировать с чистого листа, но первый проект на корню зарубило консервативное руководство фирмы, посчитав его чересчур современным. В интервью 1996 года сотруднику редакции журнала Classic&Sports Car Джайлсу Чэпмену мастер признавался: «Я в ту пору был серьезно увлечен американским подходом к оформлению автомобильных кузовов, и это, видимо, сказалось на моем проекте, — который, между прочим, был доведен до состояния презентационного макета, уменьшенного правда, но все равно довольно крупного в размерах… Вот на той самой презентации начальство мне и сказало, что, мол, негоже нам за модою гоняться, все равно ведь не угонимся, и потом мы же не американцы какие-нибудь, в самом деле, мы Rolls-Royce… Ну и так далее в том же духе. Попросили сделать ­что-то более традиционное. Ну я взял лист серой бумаги, взял белый карандаш — и прямо перед ними набросал минут за десять эскизик примерный, как могло бы выглядеть это «более традиционное». Причем в варианте Bentley, с соответствующей формой радиатора и эмблемой накапотной. И ведь приняли тут же на месте, да не за основу, а прямо как есть…»
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи