Вторая попытка мистера Маклина: рассказ о малоизвестной автомобильной марке Railton

Вторая попытка мистера Маклина: рассказ о малоизвестной автомобильной марке Railton
Кунсткамера | АР №2 2013
Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

Далеко не всякий автопромышленник охотно ставил собственное имя на свою продукцию в качестве марки. Многие проявляли осторожность, - чтобы не попасть вслед за Рэнсомом Олдсом, Августом Хорьхом и многими другими в ситуацию, когда тебе через суд на всю жизнь запретят пользоваться твоей фамилией для регистрации своих новых фирм и компаний. У кого-то фамилия могла оказаться недостаточно благозвучной, кто-то просто не страдал излишним тщеславием; были и такие, кто, напротив, всячески старался подчеркнуть, что его изделие намного лучше всех прочих - и с этой целью ставил себе на заводскую марку всякие звонкие словеса типа Excalibur, Excelsior или, скажем, Paramount.

Если в бизнесе принимали какое-либо участие «отцы города», удобно было взять в качестве бренда текущее или изначальное название того места, где предполагалось вести свою деятельность, - или воспользоваться именем протекающей через него реки, если топоним почему-либо оказывался уже занят. Словом, способов хватало.

Английский промышленник Ноэль Мак­лин довольно долго выпускал свои машины под многообещающим именем Invicta - «Непобедимая». Это были крепкие и быстрые автомобили спортивного типа, один из них даже выиграл в 1931 году ралли Монте-Карло.

И общий вид, и заводская табличка под капотом недвусмысленно указывают на британское происхождение машины

Строились машины практически вручную, из-за чего стоили они довольно дорого; собственных силовых агрегатов фирма не выпускала - использовались моторы, закупавшиеся у сторонних поставщиков, первое время на фирме Coventry Climax, впоследствии у компании Meadows. Двигатель от Meadows был особенно хорош: рядная верхнеклапанная «шестерка» на четыре с половиной литра рабочего объема, та же самая, которая поставлялась тогда и фирме Lagonda; в зависимости от системы питания с нее можно было снять от 115 до 140 л.с. Но с таким мотором машина стоила почти как Rolls-Royce (правда, «младшей» модели 20/25, но все же как Rolls-Royce) и далеко не всем была по карману. Соответственно, сбыт пополз вниз, а когда двадцатые годы сменились тридцатыми, то на фоне общемировой экономической депрессии и вовсе упал ниже допустимого минимума. Финансировал компанию Invicta сахарозаводчик Оливер Лайл, человек не бедный, но даже и ему желательно было иметь хоть какой-то доход от своего автомобильного бизнеса. В поисках путей снижения себестоимости и накладных расходов Маклин начал оглядываться по сторонам, присматривая себе альтернативных поставщиков… и кое-что интересное вскоре действительно обнаружил.

Предприятие Invicta с самого момента своего основания в 1925 году располагалось и действовало в Кобхэме, графство Суррей. А к востоку от него, в западном лондонском пригороде Брентфорд, с того же приблизительно времени действовал автосборочный завод фирмы Hudson из Соединенных Штатов, куда все агрегаты ходовой части поступали прямо из-за океана. Имело смысл попытаться организовать закупку силовых установок именно там: и возить недалеко, и моторы у американцев имелись не только шестицилиндровые, но и восьмицилиндровые. Некоторые другие детали и узлы тоже вполне могли бы подойти как для американских машин, так и для английских, - коль скоро они так или иначе уже были адаптированы для местных британских условий (правый руль, более жесткие подвески и т.д.). Предприимчивый Маклин съездил к американцам прозондировать почву; те оказались сговорчивыми и довольно охотно пошли навстречу, согласившись поставлять за разумные деньги - и в разумных количествах - любые комплектующие.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи