Газель в смартфоне: как работает система GAZ Connect

Газель в смартфоне: как работает система GAZ Connect
РЕКЛАМА | 18 октября 2021

Грузовой бизнес в России развивается: старенькие «аналоговые» грузовики уступают место не просто современным моделям, а машинам, подключенным к электронным «облачным» системам. Уже не является экзотическим сюжет, когда прямо во время рабочего совещания менеджер транспортной компании просматривает со смартфона данные об автомобилях и их водителях онлайн: кто где находится? У кого какой расход топлива? Нет ли неисправностей?

И это не только иномарки, но и отечественные автомобили! У Группы ГАЗ такой комплекс телематических систем называется GAZ Connect, а устанавливается он на Газели Бизнес, Next и новейшие NN, а также Газоны Next, выпущенные после 15 ноября 2018 года. Газовцы первыми среди отечественных производителей стали устанавливать на конвейере устройства, обеспечивающие доступ к телематике, — и предлагать это всем покупателям.

Еще на заводе на автомобиль монтируется множество датчиков, которые по CAN-шине передают параметры о работе систем специальному модулю — а тот вместе с данными GPS/ГЛОНАСС отправляет эти данные на защищенные серверы Группы ГАЗ.

Доступ клиента к информации осуществляется очень просто: при покупке автомобиля у дилера надо подписать дополнительное соглашение, скачать бесплатное приложение и зарегистрироваться. Сразу после этого будет доступен сервис «Мобильный мониторинг». Он включает в себя контроль базовых параметров: работает ли двигатель, сколько топлива в баке, с какой скоростью движется автомобиль. Значения параметров обновляются до 20 раз в сутки, а если двигатель выключен, видно, когда машина последний раз выходила на связь. Все это можно смотреть на любом устройстве с установленным приложением — смартфоне, планшете, экране компьютера.

Так выводится информация об автомобиле на смартфон

В принципе, для общего контроля за автомобилем достаточно и этих данных, к тому же приложение позволяет работать с сервисом GAZ Assistance (для записи на ТО или получения помощи на дороге) и следить за акциями компаний-партнеров. К примеру, прямо через программу можно оформить топливную карту и страховку.

Ну а если подключить услугу GAZ Fleet, количество параметров, которые можно контролировать, увеличится в несколько раз, и приложение превратится в систему управления автопарком. При этом доступ к данным может поступенчато ограничиваться, чтобы, скажем, водителям была видна только информация, необходимая для их работы, а руководителям — весь массив данных.

Система мониторит ­массу параметров

В реальном времени с интервалом обновления в 20 секунд можно следить за такими параметрами, как средний расход топлива, давление масла, температура охлаждающей жидкости, напряжение в бортсети. При низком уровне антифриза или тормозной жидкости, неисправности генератора или появлении критических ошибок мгновенно придет уведомление. Более того, на онлайн-карте показывается, где находится конкретный автомобиль, едет он или стоит. Через приложение даже можно передавать водителям задания (что экономит время диспетчера или оператора) и ограничивать зону эксплуатации автомобиля, установив ее границы на карте. Еще система напомнит о пробеге до следующего ТО: регулярное посещение сервиса — залог здоровья автомобиля!

Наконец, GAZ Fleet позволяет следить за тем, как водители работают: не слишком ли велики расход топлива и средняя скорость, не отклоняются ли машины от маршрутов. Ну а дальше уже по усмотрению руководителя — либо поощрение, либо разбор полетов. Тут уже не сделаешь рейс «налево», не поспишь полдня в кабине и не погоняешь по трассе на максимальной скорости, сжигая топливо!

Так отображаются ошибки и неисправности

По расчетам, использование системы позволяет снизить время простоя на 30%, увеличить производительность работы водителей на 25%, сократить расходы на топливо на 20%, на ремонт — на 15%. А как результат — увеличивается срок службы машин и повышается доверие клиентов: они видят, что перевозчик способен работать более эффективно.

И это касается не только транспортных компаний, в парках которых десяток, а то и сотня автомобилей, но и небольших частных перевозчиков. Вот комментарий Андрея из Тверской области, который работает на цельнометаллическом фургоне Next 2020 года выпуска: «Система действительно работает! Расход топлива и пробег показываются один в один с данными борткомпьютера, можно онлайн посмотреть параметры жизнедеятельности — скажем, состояние генератора и уровень тормозной жидкости. Часто я из дома проверяю местоположение Газели на стоянке — стоит ли там, где я ее и оставил. Вызовом техпомощи я, к счастью, не пользовался, но знаю, что в радиусе 250 км от больших городов предоставляется бесплатный эвакуатор до дилерской станции, а коллеги рассказывали, что им через приложение даже подвозили топливо прямо с чеком».

Маршруты машин на карте города: когда-то это было доступно только для спецслужб

И это только начало: по словам руководителя центра развития цифровых технологий марки ГАЗ ­Сергея Александрова, вскоре комплекс получит ряд нововведений. Уже в этом году система сможет работать с битопливными автомобилями, позволяя контролировать расход как бензина, так и газа (пропана либо метана — в зависимости от версии.) Также система будет видеть момент переключения с одного типа топлива на другой.

Примерно в те же сроки появится возможность просмотра кодов неисправностей с расшифровкой: станет проще удаленно понимать, что произошло с автомобилем, может ли водитель продолжать движение по маршруту или надо срочно обратиться на сервис. Кстати, уже сейчас через приложение можно связаться с дилером и записаться на сервис или ремонт. А в скором времени дилеры тоже смогут видеть онлайн технические параметры машины (но только с согласия клиента!), — и, скажем, если приходит время планового ТО, записать автомобиль на удобное время, заранее подготовив расходники и запчасти.

Ну а в перспективе газовскую телематику ждут еще более масштабные изменения. Приложение для мобильного постепенно будет обрастать функционалом, который сейчас доступен только с компьютера, появится счетчик стоимости владения (с учетом расхода топлива, ремонтов и т.д.), станет более жестким контроль за действиями водителей — система будет учитывать интенсивность разгонов и торможений, количество переключений передач. Наконец, расширится модельный ряд, на который устанавливается GAZ Connect: вначале это будут автобусы Вектор Next Павловского завода, обсуждается и установка на большие ЛиАЗы.

Ну а появление инновационной Газели NN с ее огромным количеством электронных систем в принципе выводит возможности телематики на новый уровень. И не исключено, что в будущем подобные приложения станут неотъемлемой частью работы транспортных компаний! Кстати, сейчас не только доступ к приложению GAZ Connect, но и подписка на расширенный сервис GAZ Fleet предоставляется бесплатно — сроком на три года. 

Рекомендованные статьи