Наступает Год сервиса: фокус на ТО и ремонт

Наступает Год сервиса: фокус на ТО и ремонт
РЕКЛАМА | 23 ноября 2021

Специалисты грустно шутят: «Следующий год будет Годом сервиса». Глобальная нехватка чипов тормозит поставку новой техники всех марок — а значит, клиентам придется еще пристальнее следить за своими машинами, которые уже эксплуатируются. Ну а один из залогов здоровья грузового автомобиля — регулярное качественное обслуживание. И это очень важно, поскольку официальные дилеры досконально знают особенности техники, имеют оборудование, которого у «неофициалов» просто нет, и используют только оригинальные запчасти, что гарантирует полную совместимость деталей и их высокое качество.

Но просто загнать машину в ремзону и поменять те же «фильтра» — полдела. Гораздо важнее, чтобы это было удобно и выгодно перевозчику. Поскольку сервис — это не только время, но и расходы, причем зачастую немалые и, как правило, скачкообразные. Вот, скажем, новый четырехосный самосвал в первый год ездит почти без затрат, во второй год — с небольшими.

А на третий, даже если ничего не сломалось по-крупному, приходит пора менять тормозные колодки: для одной оси это обойдется вместе с самими колодками, допустим, в 20 тысяч рублей. Четыре оси — уже 80 тысяч, большое ТО стоит еще примерно столько же. И если машин десять, единовременные затраты превысят полтора миллиона рублей! И клиент хватается за голову.

Оптимизировать расходы помогают сервисные контракты. Тогда клиент не платит единовременно за каждое ТО, а ежемесячно вносит абонентскую плату, как бы размазывая расходы по времени. Например, у Scania есть предложения не только для новых машин, но и для техники с пробегом. Минимальный срок, на который рассчитаны сервисные контракты, — один год, максимальный — десять лет, и действуют они на всей территории России, то есть более чем на 80 сервисных станциях. И если машина прописана, скажем, в Санкт-Петербурге, но к моменту техобслуживания находится во Владивостоке — там ее точно так же обслужат без дополнительных затрат.

При этом стоимость сервисных контрактов рассчитывается индивидуально для каждого автомобиля, а вместо привычных жестких интервалов заездов составляется гибкий график с учетом десятка параметров работы (дневной пробег, средняя скорость, рельеф местности и т.д.). Ведь даже режимы работ магистральных тягачей могут сильно различаться: один развозит топливо по местным заправкам, а другой, как дальний бомбардировщик, пересекает всю страну. С самосвалами точно так же: один работает на городской стройке, другой вывозит породу из карьера в Кузбассе, третий месит грязь в Сибири на нефтедобыче. И все они должны не просто бесперебойно работать и приносить прибыль, но и обеспечивать владельцу минимум затрат.

У Scania во все контракты входит техобслуживание вместе с запчастями и расходными материалами и жидкостями (за масло и фильтры не надо платить отдельно). Контракт «Оптима 2.0», помимо ТО, покрывает еще и защиту силовой линии: двигателя, коробки передач, ведущего моста и раздатки. А к примеру, во флагманский контракт «Премиум»,который заключается на новые машины, входит еще и ремонт. Да-да, ремонт тоже можно оплачивать не по свершившемуся факту, а при помощи равномерной абонентской платы. В списке сотни компонентов, на которые распространяется данное предложение, включая кабину, контрольные приборы и заводское дополнительное оборудование. Конечно, с некоторыми оговорками: в данном случае понятие «ремонт» относится к запчастям в случае их естественного износа либо если причиной поломки стал производственный дефект.

В Европе это уже обычное явление: там 9 из 10 машин продаются с сервисным контрактом, 6 из этих 9 — с контрактом «Премиум». Мы же пока догоняем европейский рынок, хотя за прошлый год из 4796 новых грузовиков Scania с сервисным контрактом был продан 3151 (это 65%). «Премиум» только начал приживаться у нас, но его уже покупают компании самого разного масштаба, и не только крупные, но даже индивидуальные предприниматели, у которых одна-две машины. Им «чиниться» некогда: парк маленький, любой серьезный простой грозит обанкротить компанию. Лизинговые платежи-то идут! Таким клиентам удобно полностью отдать технику на содержание официальному дилеру: там все сделают правильно, быстро и вовремя.

Удобен контракт и тем, у кого парк 15—20 машин: не надо думать о механиках, ремзоне и сопутствующих проблемах. «Отдал на аутсорсинг — и не парюсь!». Поскольку организация собственного сервиса часто получается невыгодной: сначала надо вложить, допустим, 40 млн рублей (а если около Москвы, то все 100 млн) в участок промзоны со зданием, оборудовать сервис, платить механикам, держать на складе запчасти (а это замороженные деньги)... И идти на риски наподобие внезапного визита Ростехнадзора или невыхода механика на работу. Гораздо проще разделить усилия: компания занимается своим делом, скажем возит фрукты, а дилер полностью отвечает за ТО и ремонты. Однако и крупные предприятия, имеющие грузовики разных марок, свои рембазы и штат механиков, тоже приобретают сервисные контракты.

Понятно, что чем больше ежегодный пробег, тем такой контракт выгоднее: по расчетам, если тягач 4х2 за год проходит 230 тысяч километров, можно сэкономить на ТО и ремонте до 40%. Причем все это касается не только дизельных машин, но и газовых, которые становятся все популярнее.

Вот мнение генерального директора компании-перевозчика «Логотранс» Валентина Великого: «Благодаря пятилетнему сервисному контракту «Премиум» затраты на ремонт фиксированы и разбиты на равные платежи, это защищает нас от рисков. Ведь в противном случае, если с машиной случится негарантийный случай, придется чинить ее за свой счет! К тому же благодаря гибкой системе техобслуживания у нас удлиняется межсервисный интервал. Стандартный интервал для газовых автомобилей — 30 тысяч километров, у нас же фактический интервал — от 40 до 54 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации, при идеальных условиях теоретически может быть даже 60 тысяч километров. Плюс ТО и ремонт нам готовы обеспечить во всех официальных дилерских центрах Scania, расположенных в разных регионах России».

Поскольку оплата ТО и ремонта в случае контракта не «прыгающая», а равномерная, то клиент сразу может просчитать эксплуатационные затраты в руб/км (естественно, включив туда расходы на топливо и поломки по вине водителя) и определить выгодность перевозок. Плюс к тому при последующей перепродаже такие машины имеют более высокую остаточную стоимость: у них чистая сервисно-ремонтная история, гарантированное качество запчастей и работ. И наконец, сервисные контракты можно заключать как отдельно, так и в рамках лизинговых продуктов — «Scania Драйв» для новых автомобилей и «U-Драйв» для машин с пробегом.

Рекомендованные статьи