Это вам не Логан! Alpine A110 — автомобиль, который влюбляет каждого, кто поездил!
Это аудиоверсия статьи. Вы можете послушать ее на нашем сайте, в сервисе Soundcloud (там же и скачать на свое устройство) и поделиться в социальных сетях. Все ваши пожелания по поводу подкастов и аудиоверсий статей Авторевю мы обсуждаем в соответствующей теме в Клубе.
Вообще-то, так здесь нельзя. На автомобилях разрешено ездить только журналистам, а представители индустрии должны присматривать за машинами и отвечать на вопросы. И все же я, озираясь, протянул карточку-ключ давнему знакомому, немцу из народно-автомобильной компании: прокатись — и поговорим!
Пересеклись через полчаса:
— Майкл, я не хочу капать тебе на мозги, тем более я не из Renault, но, если у кого-то из членов жюри есть душа или сердце, он обязан проголосовать за Alpine...
Двадцать вторую кряду осень я приезжаю в Данию, на самый север. Сюда слетаются журналисты из жюри Car of the Year (правда, далеко не все: по негласному кодексу приезжать нужно либо на свои, либо за счет издания, где ты работаешь), а индустрия подкатывает автомобили-кандидаты. В течение недели ты можешь ездить на всем, что душе угодно. Конечно, не наглеть — и через час-полтора возвращать машину. В одном углу стоянки — Kia Сeed и Honda CR-V, в другом — Aston Martin Vantage и Lamborghini Urus... Но теперь я первым делом бросаю взгляд на пятачок, отведенный для Alpine A110. Вдруг свободна? Увы, нет.
И каждый, кто поездил, начинает искать тех, кто тоже успел, — вместе поохать-поахать, другие-то не поймут!
Накануне этой поездки я разговаривал с Жаном-Антони Пети, нынче он шеф дирекции по потребительским свойствам АвтоВАЗа, а раньше работал в отделении Renault Sport. И у него был тот же вопрос:
— Ты еще не поездил? Потом обязательно поговорим!
Теперь я поездил.
Некогда знаменитая французская марка Alpine (не путайте с фирмой Alpina, известной по тюнингу BMW) сгинула в 1995 году. Хозяин в лице компании Renault не убивался — и на заводике в Дьепе (это на берегу Атлантики, в 200 километрах от Парижа) продолжил выпуск «горячих» и прочих диковинных версий, по большей части под патронажем отделения Renault Sport. Renault 5 Turbo, Clio V6, открытый Spider, Megane RS...
Но в 2012 году вдруг решили возродить марку Alpine — и я подозреваю, что не без влияния англичан из пошедшей по рукам и некогда тоже известной фирмы Caterham. Правда, ее нового хозяина, эксцентричного олигарха из Малайзии Тони Фернандеса, интересовали главным образом права на использование марки Caterham для игры в Формулу-1, а меж тем в заначке у компании Caterham была в разработке легкая среднемоторная машинка (кодовое название C120) — и с этим проектом английские энтузиасты явились к французам: давайте доведем проект до производства, а выпускать будем под двумя брендами, Caterham и Alpine.
Видео из нашего IGTV: Alpine A110 на тестах в Дании
По счастью, вторым человеком в Renault в то время был Карлос Таварес, не лишенный драйверских и прочих амбиций. Под его покровительством Renault и Caterham создали совместное предприятие (50 на 50), но поскольку малайский магнат проектом так и не проникся, то вскоре его долю выкупила компания Renault — и полным ходом пошли работы над двухместным купе Alpine A110. И даже несмотря на то, что через пару лет Карлос Таварес покинул Renault и возглавил PSA (Peugeot, Citroen, а теперь и Opel), купе Alpine A110 пусть и с опозданием, но увидело свет. Не иначе, проникся и сам Карлос Гон.
Что именно осталось в Дьепе от англичан, тема отдельного расследования, однако главное, что новым «альпинистам» (кстати, и Alpine, и «альпинист» — все это от Альпийских гор) выдали такой щедрый карт-бланш, что, например, Владислав Незванкин, шеф отделения Лада Спорт, обзавидовался бы завистью всех цветов, включая красный: со времен проекта Лада Revolution о подобной вольнице можно было и не мечтать! Им же, в Дьепе, разрешили разработать свою, уникальную платформу. Ну, или доработать то, что досталось от англичан. Даже 252-сильный турбомотор 1.8 и тот новый, с алюминиевым блоком и непосредственным впрыском (сейчас таким же, но уже форсированным до 280 сил, обзавелся Megane RS, а Magane RS Trophy, по слухам, получит даже 300-сильную версиию). И «робот» хоть и поставляется фирмой Getrag, но тоже «свой» — не шестиступенчатый с сухими сцеплениями (Megane RS), а семиступенчатый, и сцепления мокрые.
Уму непостижимо! Что могло заставить французов, да еще из компании Renault, славящейся борьбой с издержками, пойти на эту авантюру? Скорей всего, с Таваресом, а затем и с Гоном произошло примерно то же, что и со мной в Дании. Им дали поездить — и обоим снесло крышу. Именно поездить, а не посмотреть!
Что до «посмотреть», то у меня не екнуло. Вероятно, потому, что о «кузовном» автоспорте пятидесятых я знаю постыдно мало, а помню еще меньше. Спасибо Голованову — рассказал, как он поездил на Alpine A110 розлива еще того, 1955 года.
А уж в профиль... Даже поверхностные представления об аэродинамике кричат, что ниспадающая, перетекающая в задний капот длинная крыша создает над собой обширную зону разрежения и просто обязана венчаться мощным спойлером, а то и антикрылом, а здесь — едва вздернутая кромка. А ведь при максимальной скорости 250 км/ч шутки с аэродинамикой плохи! Кто-то еще помнит скандал с первыми Audi TT, когда во имя «гладкого» дизайна руководители проекта забили на борьбу с подъемной силой — и дело обернулось смертями в Германии и Англии? А в России по заказу Авторевю в аэродинамической трубе Дмитровского автополигона было проведено независимое аэродинамическое исследование, повлекшее отзыв и доработку.
И вообще, неужели та малотиражная машинка из пятидесятых и впрямь достойна реинкарнации? Неужели Alpine A110 образца 1955 года можно поставить в один ряд с Mini, Жуком или «пятисотым» Фиатом?