Opel Ampera-e — 2017. Первый тест в мире
Перед штаб-квартирой компании Opel в Рюссельсхайме стоял электромобиль Opel Ampera-e — и мне даже удалось на нем поездить. Впрочем, «поездить» — громко сказано, как и то, что этот электромобиль именно Opel: Opel Ampera-e — ровно тот же Chevrolet Bolt, что уже выпускается в местечке Орион Тауншип в 40 милях севернее Детройта. Разве что фары светят по-европейски, поворотники мигают не красным, а желтым, а вместо геральдического креста — опелевская молния.
Opel Ampera? Вспоминаете? О, это было звонкое фиаско! Даром что та «первая» Ampera была признана Европейским автомобилем 2012 года, в той же Европе за три года едва нашлось десять тысяч покупателей. Даже на родном безразмерном рынке США (здесь это называлось Chevrolet Volt) — лишь около ста тысяч. Провал и миллиардные убытки. Люди из GM заученно отвечают, что, мол, Volt и Ampera появились раньше времени, что рынок еще не был готов... Лукавят.
Рынок был готов, а вот Ampera и Volt и опоздали, и промахнулись. Во-первых, Volt/Ampera первого поколения — это гибриды, которые пытались представить «чистыми электромобилями». Мол, колеса приводятся исключительно электротягой, а полуторалитровый бензиновый мотор — лишь для подзарядки батареи. На самом деле крутящий момент от ДВС подавался-таки к колесам через планетарную передачу, а изворачиваться пришлось оттого, что в некоторых странах и штатах приметой электромобиля считается его движение исключительно на электротяге. Нет этой приметы — нет и дотаций и прочих привилегий. Кстати, если раньше электромобили обозначали аббревиатурой EV (Electric Vehicle), то нынче все чаще используется сокращение BEV (Battery Electric Vehicle), отсекающее гибридность. Но главное, что в погоне за запасом хода маркетологи не учли важного обстоятельства: люди, готовые раскошелиться на недешевый электромобиль, намерены ездить именно на электромобиле, а не на компромиссном гибриде! Примерно за то же время и на тех же «неготовых» рынках настоящий, без дураков электромобиль Nissan Leaf (кстати, годом раньше тоже признанный лучшим европейским автомобилем) разошелся тиражом около 250 тысяч, даром что запас хода по фикшн-циклу NEDC — около 250 км, а в реальности — раза в полтора меньше. Предпоследний гвоздь в гроб беззубо-улыбчивой концепции — и вашим и нашим! — подзаряжаемых гибридов в 2013 году забила Tesla Model S, а последний заколотит Tesla Model 3, уже собравшая почти полмиллиона заказов, подкрепленных предоплатой в тысячу долларов.
Рубикон перейден. По данным Международного агентства по энергетике (IEA, International Energy Agency), число электромобилей на дорогах мира перевалило за миллион. Правда, в данном случае к электромобилям (EV, Electric Vehicle) отнесены и те, что не имеют на борту двигателя внутреннего сгорания (BEV, Battery Electric Vehicle), и подзаряжаемые (или подключаемые) гибриды (PHEV, Plug-in Hybrid Electric Vehicle). Разрыв между BEV и PHEV будет расти, а затем, по мере увеличения запаса хода «чистых» электромобилей, спрос на гибриды с ДВС будет лишь падать