Обновленный вездеход УАЗ Патриот: какие изменения?
Если вести родословную Патриота от исходного УАЗа-3160 начала девяностых, то это второе по счету масштабное изменение внешности. Новая головная оптика, иные бамперы, решетка радиатора, крылья, подножки и зеркала с повторителями поворотников... Все стекла, кроме дверных, теперь вклеенные. Еще весной на Патриоты была внедрена CAN-шина для передачи данных, устранены ошибки в электронном управлении раздаточной коробкой, которая выключала пониженную передачу при каждом перезапуске двигателя. А летом прежний гидроусилитель руля Delfi поменяли на новый — китайский, но сделанный по лицензии фирмы ZF: электромагнитный клапан позволяет регулировать производительность в зависимости от скорости. Кстати, новые фары, задние фонари и «раздатка» тоже поставляются в Ульяновск из Китая.
В задней подвеске наконец-то появился стабилизатор поперечной устойчивости. Задний кардан теперь с крестовинами, не требующими смазки, и с увеличенным сроком службы — в пределах гарантии (три года или 100 тысяч км).
У передних кресел — бесступенчатая регулировка наклона спинки и поясничного подпора. Задний диван отодвинут на 80 мм к корме, так что места для ног стало больше, но объем багажника сократился примерно на 50 л (до 1150 л), спинка дивана утратила механизм регулировки по наклону, зато появились крепления Isofix для детских кресел. Плюс — новая аккуратная шторка и 12-вольтовая розетка в багажнике. А главное, теперь разложенные передние кресла со снятыми подголовниками ложатся вровень с задним диваном, образуя почти полноценные спальные места.
А топ-комплектации вдобавок обогатятся новой четырехканальной АБС Bosch, регулировкой водительского сиденья по высоте, новой панелью приборов, мультимедиасистемой с сенсорным дисплеем и навигацией, программируемым предпусковым подогревателем за 29 тысяч рублей (сейчас он стоит 50—55 тысяч рублей)...
Цены? Конечно, подросли. Патриот в начальной версии Classic подорожал на 50 тысяч рублей и с бензиновым мотором обойдется минимум в 649 тысяч рублей, а с дизелем ЗМЗ — в 720 тысяч, но по «утилизационной» программе цену можно снизить до 559 тысяч рублей. Внедорожник в версии Comfort (с новой АБС, кондиционером, задним парктроником, обогревом всех сидений и лобового стекла) обойдется минимум в 609990 рублей, а богатая комплектация Limited с улучшенной отделкой салона и навигацией добавит к цене еще 50 тысяч. УАЗ Пикап с тем же комплексом доработок — на 10 тысяч рублей дешевле.
В рамках «утилизационной» программы УАЗ рассчитывает продать примерно 17 тысяч машин, и, по признанию ульяновцев, это — единственная возможность выполнить план нынешнего года: 45—50 тысяч автомобилей.
Меж тем весной на УАЗе запустили новый окрасочный комплекс с катафорезным грунтованием (АР №3, 2014), а теперь — еще и новый кузовной цех! Пока в его центре лишь маленький оазис линии подсборки кузовов Патриота — кабины для Хантеров и «буханок» красят и грунтуют по новой технологии вместе с патриотовскими, но собирают отдельно, на старой линии. Кстати, запуск новых прессов и штамповочного комплекса затягивается, поэтому боковины Патриота все еще архаичные, составные.
Какие автомобили планируют выпускать в новых цехах? Программа доработок Патриота растянута до 2020 года — например, до 2016 года, согласно техрегламенту Таможенного союза, придется внедрить подушки безопасности и систему стабилизации (параллельно уазовцы обещают наконец объединить два бензобака в один). А вот спрос на Хантер исчезает — за восемь месяцев этого года продано всего две тысячи «козликов»! Поэтому модернизировать его не выгодно — в 2015 году ветеран будет снят с производства. Хотя рассматривается вариант переквалификации из легкового автомобиля в «самоходную машину», что де-юре приравняло бы Хантер к тракторам и комбайнам, позволив обойти требования легковой сертификации. Но одновременно «уазик» лишился бы права выезда на автомагистрали, регистрировать его пришлось бы в Гостехнадзоре, а владельцу — получать права машиниста-тракториста. Сойдет для сельской местности?
«Буханкам» и «головастикам» как грузовикам техрегламент не угрожает, но сейчас УАЗ дает на них скидку в 120 тысяч рублей, а без государственной поддержки спрос сдуется (продажи с начала года уже упали на 20%).
Ульяновцы лет пять твердят о принципиально новом УАЗе: кроссовере с несущим кузовом, постоянным передним приводом и подключаемым задним. Но этот проект на основе паркетников SsangYong свернут. Правда, УАЗ участвует в госпроекте Кортеж: он удачно «перехватил» место компании Маруся (как поговаривают, с личного одобрения главного заказчика). По замыслу, в Ульяновске должны выпускать не только внедорожники и минивэны для президентского кортежа, но и «массовые» кроссоверы на основе «единой модульной платформы».
Однако появится эта платформа в лучшем случае в 2018 году, а до тех пор УАЗу, видимо, предстоит заняться промсборкой иномарок. В числе нынешних партнеров Соллерса — Ford, SsangYong, Toyota и Mazda, но им лишние мощности сейчас ни к чему. В альтернативе — индийская Mahindra и китайский Great Wall. А параллельно УАЗ идет по пути московского завода ЗИЛ, освобождая ненужные территории. Из 312 гектаров под выпуск автомобилей оставят только 50, все вспомогательные производства переедут ближе к главному конвейеру, а на освободившемся месте возникнут либо технопарк для поставщиков, либо жилые кварталы.