Шестая нога: Юрий Ветров побывал на презентации малышки Skoda Citigo
В официальном приглашении на ужин было написано: «Форма одежды - business casual». Откуда официоз на презентации скромной малышки Skoda Citigo? А, вот в чем дело: в Португалию вместе с журналистам прибыл сам Винфрид Фаланд, председатель совета директоров Шкоды. Пообщаться бы с ним... Но у меня же нет пиджака!
На ужин надел самое презентабельное, что нашел в чемодане, - тонкий свитер. Из конференц-зала заспешил в ресторан. Ага, вот стол с табличкой «Vahland». Рядом с ней - «Turkey», «Turkey», «Turkey», и только чуть поодаль лежали две бумажки с надписью «Russia». Пока турки не пришли, я быстренько махнул таблички местами. Дресс-код - ничто, жажда общения - все!
Сам повод, конечно, не сенсация, ведь Skoda Citigo получена путем классического бэдж-инжиниринга. Это Fabia имеет оригинальный кузов, хотя построена на той же платформе, что и Polo. А Citigo - это просто Volkswagen up!, который уже опробовал Никита Гудков. Отличие - отсутствие остекления во всю дверь багажника, другие фары, капот, решетка радиатора и бамперы. Последние, кстати, удлинили Шкоду на 23 мм. А переработанный Йозефом Кабаном дизайн стал еще серьезнее. Этим Citigo, кстати, очень напоминает Фабию первого поколения. «Девочка, которая пошла первый раз в первый класс и очень этим гордится. Кнопка, а вся из себя такая серьезная», - писала в «примерке» Фабии Наталья Якунина. Лучше не скажешь!
Едет Skoda тоже по-взрослому. Я опробовал пятидверку (прошлой осенью Никита Гудков на таком Фольксвагене поездить не смог) - на эту версию, кстати, по прогнозам чехов, придется до 75% европейских продаж Citigo. Пассажирам сзади так же тесно, как и в трехдверке, - колесная база не изменилась. И не шибко удобно: задние стекла из соображений экономии тут не опускаются, а приоткрываются на манер форточек. Зато комфорт хорош - и подвесочный, и акустический.
Жаль, динамика несерьезная. До 2000 об/мин у литрового трехцилиндрового моторчика жизни просто нет. На обоих его версиях (60 и 75 л.с.) в крутые лиссабонские горки приходилось заезжать не жалея сцепления. А передачи «растянуты» в угоду экономичности: вторая «кончается» только на 100 км/ч, третья - на 140 км/ч. Ну а пятая и вовсе излишество - ее можно включать разве что на спусках.
Зато как малютка держит прямую на высокой скорости, как точно прописывает плавные извивы автомагистрали! Кстати, настройки подвески, развесовка и даже жесткость кузова на кручение (аж 19800 Нм/град) у машины одинаковы вне зависимости от количества дверей. Реактивное действие на руле близко к натуральному, но реакции на поворот баранки неторопливы. В быстрых виражах - безопасный снос передка или академичное скольжение всеми четырьмя колесами даже без вмешательства системы стабилизации.
А зачем вообще Шкоде Citigo?
- Ну это как еще одна рука или нога, - огорошил сравнением герр Фаланд. - Так было с Супербом, с Румстером, потом с Yeti. С помощью Citigo мы занимаем еще одну нишу. А чем больше ниш, тем крепче будет наша рыночная позиция!
Фаланд по образованию финансист. Карьеру он начинал в Опеле в 1984 году как простой аналитик, а в группу Volkswagen-Audi Винфрид перешел в 1990 году уже с должности главы отдела по контролю за инвестициями в отделении GM Europe. С 1998 года Фаланд был финансовым директором и вице-президентом бразильского отделения Фольксвагена. В совет директоров Шкоды он вошел десять лет назад. А в 2005 году был назначен на пост главы Volkswagen China Investment Company. Именно благодаря Фаланду, «пробившему» размещение производства Фабий и Октавий на заводе Фольксвагена в Шанхае, Китай стал для Шкоды рынком №1.
- Наша главная ударная сила - Октавия. Она одинаково хорошо продается на всех трех основных рынках: в Китае, России и Германии. Этим летом дебютирует новый седан, по габаритам схожий с Октавией Тур. Мы ему прочим роль бестселлера у вас и в Китае. Вам он должен понравиться.
- Герр Фаланд, это точно будет седан, а не лифтбек?
- Конечно, седан! Я недавно ездил на завод в Нижний Новгород - там этот автомобиль будут производить вместе с кроссовером Yeti.
- Значит, все дело в ориентированности Шкоды на внешние рынки? Вот Seat, замкнутый на Европе, до сих пор не может оправиться от кризиса.
- Дело не в этом. Вот смотри…
Фаланд без стеснения вырывает из меню лист и на чистой оборотной стороне рисует четырехкоординатную систему. Наверху - престижность, внизу - бюджетность, слева - спортивность, справа - функциональность. Один большой квадрат точно по центру - это Volkswagen. Затем Винфрид чертит маленький прямоугольничек в верхней части зоны «престижность-спортивность» - это Audi. Такой же маленький, но пониже, где спортивность пересекается с бюджетностью, - Seat. А вот прямоугольник, занимающий всю область «бюджетность-функциональность», - это Skoda.
- Модели Фольксвагена покрывают 80% рынка, Audi и Seat - не более 10%. А вот на автомобили марки Skoda приходится до 60%, несмотря на то что охват у нас гораздо уже. Теперь понимаешь, почему Сеату так тяжело? Они не могут зарабатывать на каждой проданной машине, как Audi, но при этом вынуждены крутиться в столь же узкой нише.
После этих слов Фаланд аккуратно сложил листочек и убрал его во внутренний карман пиджака. Секретная информация?
- А почему пока нет ни одной гибридной Шкоды? - спрашиваю я. - Ведь у Фольксвагена уже есть отработанные решения.
- Skoda - автомобиль для расчетливых консерваторов. - У Фаланда ответ на это давно готов. - Они не любят пускать пыль в глаза и ценят надежность. Поэтому, кстати, у нас большинство моторов имеют распределенный впрыск, а не непосредственный. Наших покупателей вполне устраивает расход топлива на литр-полтора больше, зато шкодовские двигатели нормально переваривают даже не очень качественное топливо. Что уж говорить про гибриды - пока они не для нашей клиентуры.
Словом, Skoda - это мейнстрим, марка для большинства. И ставка у чехов сделана в первую очередь на массовость. По новому плану к 2018 году Skoda должна продавать не менее полутора миллионов автомобилей ежегодно. Если учесть то, что за 2011 год реализовано почти вдвое меньше (879200 машин), нужно торопиться!
- Для этого мы и будем расширять модельный ряд, - объясняет герр Фаланд. - К примеру, через год-полтора у нас появится среднеразмерный кроссовер, призванный конкурировать с Kia Sorento и Hyndai Santa Fe. Ну и Citigo поможет делу: в этом году планируем выпустить не менее 15 тысяч машин, но это лишь начало. Ведь рынок субкомпактов в Европе сейчас самый перспективный - через два года он увеличится на четверть, а к 2018 году должен вырасти с нынешних пяти до восьми миллионов автомобилей.
Но Россия пока в стороне от этого процесса - во многом еще и потому, что малыши класса A+ у нас лишь немногим дешевле «народных» седанов российской сборки. Это в Чехии базовая Citigo стоит 180 тысяч крон (на 20% дешевле, чем Fabia 1.2), что по текущему курсу составляет всего 280 тысяч рублей. В России же столько стоит лишь сверхдешевый Matiz - с узбекских машин таможенники дань не берут. За Citigo придется платить пошлины как за полноценную иномарку. И при условии, что Chevrolet Spark и Kia Picanto, на которых ориентируется российский офис Шкоды, у нас стоят в минимальных версиях 370-380 тысяч рублей... Кроха Skoda вряд ли будет существенно дешевле Фабии (от 409 тысяч рублей). Точный ценник обещают объявить в августе во время официального российского дебюта на Московском автосалоне. А продажи в России начнутся не раньше осени, когда подоспеет версия с роботизированной коробкой передач. Без автоматической трансмиссии дамской букашке у нас никак.
Паспортные данные | |||
---|---|---|---|
Автомобиль | Skoda Citigo | ||
Модификация | 1.0 (60 л.с.) | 1.0 (75 л.с.) | |
Тип кузова | трехдверный (пятидверный)* хэтчбек | ||
Число мест | 4 | 4 | |
Колея передняя/задняя | 1428/1424 | 1428/1424 | |
Коэф. аэродинамического сопротивления Сх | 0,33 | 0,33 | |
Объем багажника, л | 251-951 | 251-951 | |
Снаряженная масса, кг | 854 | 854 | |
Полная масса, кг | 1290 | 1290 | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском | ||
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 3, в ряд | 3, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 999 | 999 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 74,5/76,4 | 74,5/76,4 | |
Степень сжатия | 10,5:1 | 10,5:1 | |
Число клапанов | 12 | 12 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 60/44/5000-6000 | 75/55/6200 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 95/3000-4300 | 95/3000-4300 | |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая | ||
Привод | передний | передний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | ||
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | барабанные | барабанные | |
Шины | 165/70 R14, или 185/55 R15, или 185/50 R16 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 160 | 171 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 14,4 | 13,2 | |
Расход топлива, л/100 км | смешанный цикл | 4,5 | 4,7 |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 105 | 108 |
Емкость топливного бака, л | 35 | 35 | |
Топливо | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 | |
* Данные в скобках - для пятидверной версии ** С нагрузкой 200 кг |