Лучшее из архива Авторевю. Форточка в Европу. На что способен снегоболотоход СКУ?
Во время летнего отпуска мы по традиции переверстываем и размещаем на главной странице сайта одни из самых интересных статей Авторевю разных лет. Если у вас есть пожелания по републикации, в Клубе создана отдельная тема.
Окно, открывшее России торговый путь в Европу, прорубил, как известно, Петр Первый. А вот «форточка», через которую жители северных земель общались с заморскими купцами, открылась задолго до Петра и основания им Санкт-Петербурга. Точнее, в августе 1553 года, когда у южного побережья Белого моря встало на рейд английское торговое судно Edward Bonaventura. Правда, поморам XVI века повезло меньше. Город здесь не построили, дорог не проложили, так что добраться до исторического побережья можно только на подходящем транспорте. У меня такой транспорт был.
Побережье Двинской губы Белого моря издревле было известно как солевой промысел. И хотя качество местной соли было неважным, солеварни на поморских землях работали даже в советское время. Здесь еще добывали жемчуг, причем жемчужинки можно найти и сейчас. В тридцатых годах ХХ века в районе Двинской губы заложили судостроительный поселок, выросший позже в город Северодвинск — закрытый порт, название которого в советские времена произносили вполголоса.
Производственное объединение Севмашпредприятие поставило жирный крест на всей морской торговле, закрыв европейскую «форточку» ракетно-ядерным щитом. В Северодвинске были построены первая советская атомная подводная лодка Ленинский комсомол, самая быстроходная субмарина К-162 (83,4 км/ч в подводном положении!), самый большой подводный крейсер (проект Тайфун) и самая глубоководная атомная подводная лодка Комсомолец, установившая рекорд погружения — 1000 метров.