Как Константина Сорокина учили летать на надувной лодке

Фото: Константин Сорокин

Надувная лодка, два китайских моторчика, воздушный винт и — несколько часов отрыва на льду озера Ильмень! Говорят, что в межсезонье, когда на реках самый клев, за такую игрушку рыбаки готовы продать душу морскому дьяволу.

Официальное название — судно на воздушной подушке (СВП) Бриз. Класс по речному регистру — маломерные суда особой конструкции. Придумали Бриз в Великом Новгороде, и на сегодняшний день он является самым легким СВП российского производства: у новгородского суденышка нет ни жесткого корпуса, ни даже рамы. Конструкция представляет собой Л-образную надувную лодку с ветровым стеклом и складным тентом, в корме которой установлены два 600-кубовых китайских двигателя. Первый вращает вентилятор, создающий под днищем избыточное давление, а второй обеспечивает продольную тягу.

• Нижний двигатель работает на нагнетатель воздушной подушки, а верхний — через цепной редуктор с центробежным сцеплением на ходовой винт. Управление силовыми установками раздельное
• Наклонная установка вертикальных рулей позволяет снизить крены в поворотах. Перо горизонтального руля отклоняется при движении по воде, чтобы снивелировать эффект подлома гибкого ограждения

По физике движения Бриз мало чем отличается от других СВП: надув щеки и встав на подушку, новгородская лодка зависает над поверхностью на высоте ходового клиренса (20 см) и едет-летит, плавно переваливая через неровности. Лед, вода, снег — один черт! Раздельное управление тягой и наддувом обеспечивает ей не только проходимость, но и безопасность, позволяет переползать через торосы, используя весь запас дорожного просвета.

Сфера применения тоже стандартная. Летающие лодки покупают те, кому нужно передвигаться по рекам и другим водоемам в межсезонье (ледоход, ледостав), когда обычные катера, вездеходы и снегоходы вынужденно стоят на приколе. То есть рыбаки, охотники, спасатели, медики, экологи… А изюминка новгородской конструкции в том, что, в отличие от громоздких корпусных СВП, «резинка» перевозится на обычном легковом прицепе, помещается в стандартный гараж, расходует около 12 литров бензина в час, а летает ничуть не хуже своих взрослых собратьев. Потому что легкая! Ведь эксплуатационные характеристики судна на воздушной подушке определяются отношением площади «пневмоопоры» к снаряженной массе. То есть чем легче конструкция, тем лучше удельные показатели и выше грузоподъемность.

Юбка Бриза изготовлена из специальной ткани на полиуретановой основе, которая сохраняет эластичность в широком диапазоне температур и отличается высокой абразивной стойкостью. При необходимости, нижний срез юбки проклеивают бронекантом — более толстой полиуретановой лентой. Срок службы воздушного ограждения — от трех до десяти лет, в зависимости от условий эксплуатации

А что на практике?

Китайский моторчик подхватил моментально. Расправив полог воздушного ограждения, Бриз бодро встал на подушку: сначала носом, а потом кормой — именно такой алгоритм подъема считается правильным. Зависнув над поверхностью, лодка переходит в состояние неустойчивого равновесия, позволяя выводить себя из гаража на веревочке, как послушного ослика. У пассажиров в этот момент земля в буквальном смысле уходит из-под ног, потому что вместо жесткой опоры между днищем и землей формируется вязкая воздушная подушка.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи