Ездим на ТТМ-1901-01 Беркут в мороз
Узнаете Оку? Я бы тоже не узнал. Этой зимой ее русло в районе нижегородского Стригинского бора укрылось белым покрывалом раньше обычного. А вот машинки, стоящие на скованном льдом берегу, на Оку похожи куда больше, даже несмотря на лыжи и гусеницы.
По внутриотраслевой вездеходной спецификации они называются ТТМ-1901-01 Беркут, выпускаются на нижегородском предприятии Транспорт, а по «функционалу» это патрульные снегоходы с теплой кабиной. Я бы даже сказал, с горячей, потому что в шестнадцатиградусный мороз за рулем Беркута на берегу замерзшей Оки мне было очень жарко!
Глядя на машинку, стоящую на широко расставленных лыжах, сложно сдержать улыбку: у нижегородцев получился не беркут, а галчонок из мультика про дядю Федора! Своей передней частью он опирается на лыжи через пружинно-гидравлические «телескопы», а передвигается за счет двух широких гусениц с развитыми грунтозацепами. Схема известная. Машины такой компоновки отличаются относительной быстроходностью (гусеницы идут по проложенной лыжами колее) и низким удельным давлением на опорную поверхность (ниже, чем у лыжника или обычного снегохода), благодаря чему полугусеничник-полулыжник может передвигаться по снегу любой плотности и глубины.
Двигатель у Беркута бензиновый, ВАЗ-21213. Установлен он продольно в задней части кузова, развернут маховиком вперед и состыкован с пятиступенчатой коробкой передач от «классических» ВАЗов. От нее крутящий момент передается на межбортовой редуктор с дифференциальным механизмом, полуоси и ведущие звездочки. А движитель - резинокордовый. С гребневым зацеплением, стеклопластиковыми стержнями-усилителями, обрезиненными катками и рельсовой («склизовой») подвеской - донором ходовой части стал рыбинский снегоход Тайга. «Гусянка» используется только для поступательного движения, а поворачивает Беркут за счет лыж.
Или не поворачивает? Тронувшись с места, я поначалу поехал в забор: срезая плотный снег вывернутыми лыжами, Беркут упорно полз прямо. Сдаю назад, пробую повернуть еще раз и теперь уже не могу совладать с баранкой: усилие на руле такое, будто лыжи стоят не на снегу, а провалились в твердеющий бетон. Педальный узел здесь тоже проектировал тренер по фитнесу, расположив его так, что, вытягивая вперед ногу, приходится напрягать пресс. Но самым замороченный орган управления - рычаг коробки передач, манипуляции которым напоминают игру в бильярд с завязанными глазами. Но я справился! Первая передача, вторая - разгон, сброс, опять разгон... Черепаший слалом по накатанной лесной дорожке длился не более десяти минут, но вымотал так, словно я с полной выкладкой продубасил по раллийному допу.