Ездим на ТТМ-1901-01 Беркут в мороз

Фото: Константин Сорокин

Узнаете Оку? Я бы тоже не узнал. Этой зимой ее русло в районе нижегородского Стригинского бора укрылось белым покрывалом раньше обычного. А вот машинки, стоящие на скованном льдом берегу, на Оку похожи куда больше, даже несмотря на лыжи и гусеницы.

По внутриотраслевой вездеходной спецификации они называются ТТМ-1901-01 Беркут, выпускаются на нижегородском предприятии Транспорт, а по «функционалу» это патрульные снегоходы с теплой кабиной. Я бы даже сказал, с горячей, потому что в шестнадцатиградусный мороз за рулем Беркута на берегу замерзшей Оки мне было очень жарко!

Привод коробки передач Беркута имеет перевернутую схему переключения, но это не единственная проблема: механизм отличается неважной избирательностью и большими ходами рычага

Глядя на машинку, стоящую на широко расставленных лыжах, сложно сдержать улыбку: у нижегородцев получился не беркут, а галчонок из мультика про дядю Федора! Своей передней частью он опирается на лыжи через пружинно-гидравлические «телескопы», а передвигается за счет двух широких гусениц с развитыми грунтозацепами. Схема известная. Машины такой компоновки отличаются относительной быстроходностью (гусеницы идут по проложенной лыжами колее) и низким удельным давлением на опорную поверхность (ниже, чем у лыжника или обычного снегохода), благодаря чему полугусеничник-полулыжник может передвигаться по снегу любой плотности и глубины.

Двигатель у Беркута бензиновый, ВАЗ-21213. Установлен он продольно в задней части кузова, развернут маховиком вперед и состыкован с пятиступенчатой коробкой передач от «классических» ВАЗов. От нее крутящий момент передается на межбортовой редуктор с дифференциальным механизмом, полуоси и ведущие звездочки. А движитель - резинокордовый. С гребневым зацеплением, стеклопластиковыми стержнями-усилителями, обрезиненными катками и рельсовой («склизовой») подвеской - донором ходовой части стал рыбинский снегоход Тайга. «Гусянка» используется только для поступательного движения, а поворачивает Беркут за счет лыж.

Или не поворачивает? Тронувшись с места, я поначалу поехал в забор: срезая плотный снег вывернутыми лыжами, Беркут упорно полз прямо. Сдаю назад, пробую повернуть еще раз и теперь уже не могу совладать с баранкой: усилие на руле такое, будто лыжи стоят не на снегу, а провалились в твердеющий бетон. Педальный узел здесь тоже проектировал тренер по фитнесу, расположив его так, что, вытягивая вперед ногу, приходится напрягать пресс. Но самым замороченный орган управления - рычаг коробки передач, манипуляции которым напоминают игру в бильярд с завязанными глазами. Но я справился! Первая передача, вторая - разгон, сброс, опять разгон... Черепаший слалом по накатанной лесной дорожке длился не более десяти минут, но вымотал так, словно я с полной выкладкой продубасил по раллийному допу.

Стихия нижегородского Беркута — снег, причем любой глубины. На мягком покрытии машина становится комфортной, понятной и, самое главное, управляемой. Кстати, несмотря на высокий кузов, в предельных поворотах Беркут сохраняет устойчивость и не заваливается на бок даже при откровенных провокациях
Белый цвет — разновидность камуфляжа: этот образец Беркута построили для пограничников на северных заставах. Кстати, подобные заказы для строителей снегоходов не новость: 30 лет назад в Рыбинске уже производили специальную модификацию снегохода для пограничной службы. Буран Барс имел фару-искатель, место для крепления армейской радиостанции и перед отправкой заказчику проходил скрупулезную военную приемку
0 / 0

Зато крепко уяснил принцип управления: есть зацеп для лыж - снегоход поворачивает, нет - идет «плугом», если не в забор, то в дерево. Хуже, что для того, чтобы распознать цепкое покрытие, нужны опыт и еще какое-то шестое чувство. Вдобавок на кочках правая ступня все время соскальзывала с педали газа, а если не соскакивала, то точной дозировке подачи топлива мешал тросовый привод акселератора. Немало пообщавшись с различными образцами внедорожной техники, могу сказать, что рано или поздно можно привыкнуть к любым эргономическим несуразностям. Но, черт подери, неужели за четыре с лишним года (первые образцы Беркутов появились на свет в 2007 году) органы управления нельзя было привести в божеский вид?
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи