Аэробот Двина 2 и Константин Сорокин: 100 км/ч по льду без тормозов!
Представляю, как комично это выглядело со стороны. Мотор воет на предельных оборотах, создавая за бортом снежный вихрь, а лодка с пропеллером, которую я пытаюсь сдвинуть с места, стоит в ледяных тисках, прям как пароход «Челюскин». Приплыли? Нет, прилипли!
Аэробот Двина 2, который выпускают в Архангельске, штуковина всепогодная и всесезонная. По воде она ходит как обычный катер, а по льду и снежной целине — как аэросани. В ледоход Двина способна передвигаться по вскрывшимся рекам, в разлив — преодолевать заболоченные участки, а в засуху — переползать через отмели, плавни и любые не слишком рельефные участки суши. Плата за такую вездеходность — 1,7 млн рублей, столько стоит Двина 2 минимальной комплектации.
Корпус аэробота представляет собой алюминиевую плоскодонную лодку, собранную на каркасе из продольных и поперечных связей — стрингеров и шпангоутов. Они образуют силовую ферму, защищающую конструкцию при ударах о препятствия. Днище и носовая часть обшиты сантиметровым слоем сверхвысокомолекулярного полиэтилена — очень прочного, скользкого и износостойкого пластика, — так что аэробот может ползать по любым поверхностям, даже по абразивным. Под застекленным кокпитом — просторный однообъемный салон на шестерых человек с широкой фронтальной дверью, позволяющей заносить длинномерную поклажу. Ну а носовая палуба служит дополнительной грузовой платформой для всего того, что необязательно тащить внутрь.
Двигатель у Двины японский автомобильный бензиновый: V-образная «восьмерка» Toyota серии UZ мощностью 265 л.с. Он установлен на кормовой палубе и через редуктор вращает шестилопастный воздушный винт постоянного шага, который и развивает продольную тягу. А поворачивает Двина 2 за счет аэродинамических рулей, эффективность которых зависит от оборотов «пропеллера»: чем сильнее «дунешь», тем выше разворачивающий момент.
Утапливаю кнопку стартера, поглядываю на стрелку тахометра и жду реакции. Три тысячи оборотов — Двина стоит на месте. Четыре с половиной, пять тысяч… Да мы же примерзли! Чтобы сняться с ледяного якоря, пришлось выбираться наружу и сдвигать нос лодки вбок с помощью деревянного шеста: пластик на днище, даром что морозоустойчивый, на холодном ветру примерзает едва ли не к каждой поверхности. Но стоит преодолеть инерцию покоя и ледяной «хват», как тягу можно убирать: сначала до стартовых 4000 об/мин, а затем и до ходовых 2000—2500, на которых Двина уверенно скользит по льду и снегу любой плотности.