Игорь Комаров покидает АвтоВАЗ после четырех лет президентства. Чем нам запомнится его эпоха?
Лично для меня эти четыре года отбиваются одним рефреном - пресс-конференцией в небольшом автовазовском особняке на столичной Софийской набережной, прямо напротив Кремля. С нее Комаров начал свое президентство - ей и закончил. И тогда, и сейчас - свободное общение и прямые ответы. Но есть вопросы, на которые Комаров отвечать не хочет.
- Мое следующее назначение? Давайте пока об этом не будем…
Пока лишь известно, что его позвали руководить всей аэрокосмической отраслью страны - речь идет о должности замглавы Роскосмоса. Дела в этом ведомстве, мягко говоря, не очень: ракеты взрываются чаще, спутники теряют связь с Землей, об инновациях что-то не слыхать… То есть Комарова, как говорили в СССР, «бросают на космос». Как кризисного менеджера - потому что он хорошо проявил себя на ВАЗе.
Чем же именно?
Совсем недавно, во время Франкфуртского автосалона, журналисты авторитетного издания Automotive News Europe назвали Игоря Комарова лучшим топ-менеджером в автоиндустрии развивающихся стран. Это, кстати, первый случай, когда такое звание присуждается русскому. Так вот, главной заслугой Комарова было названо то, что он «встал во главе сонного и устаревшего производства и превратил его в динамично развивающееся и прибыльное». Журналисты Automotive News Europe ссылались на официальные 29,5 млрд рублей дохода в 2012 году. Откуда им было знать, что прибыль у АвтоВАЗа все эти годы была так называемой «бумажной» и получалась в бухгалтерских отчетах вследствие «дисконтирования беспроцентных займов, полученных в виде господдержки». Что это значит? Поскольку после кризиса 2008 года АвтоВАЗ получил из казны несколько беспроцентных ссуд (в общей сложности 75 млрд рублей) и поскольку срок возврата долгов постоянно продляется - сейчас его отнесли аж на 2032 год, на двадцать лет вперед! - завод, избавленный от бремени в виде процентов по этому кредиту, по нормам финансовой отчетности должен записывать эти деньги себе в прибыль. А так как ставка Центробанка у нас аж 8,25% (и это еще ничего, в девяностых бывало и 200% годовых!), то эта «прибыль» получается ох какой немалой. На порядок больше дохода от основной деятельности!
Вернее, убытков. Увы, разработка, производство и продажа автомобилей АвтоВАЗу прибыли практически не приносят. За три квартала этого года завод пока что не проводил «дисконтирования беспроцентных займов», поэтому и результат финансовой деятельности негативный - минус миллиард рублей. Продажи Лад падают, доля на рынке сокращается...
Так в чем же заслуга Комарова?