Судьба российского автопрома: Евро-0, государственный АВТОВАЗ и Москвич Фритюр?

В российском автопроме три потрясения: правительство упростило требования к сертификации автомобилей, АВТОВАЗ стал полностью государственным, а у Москвича появился шанс на возрождение.

Политические и экономические санкции фактически парализовали российский автопром: поставки импортных комплектующих прекратились не только на заводы иностранных компаний, но и на исконно отечественные предприятия. Чтобы снизить их зависимость от импорта, правительство РФ опубликовало Постановление №855 «Об ­утверждении применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия». Этот документ фактически отменяет действие многих пунктов Техрегламента (он введен в 2011 году), причем разработчики не стали изобретать новые упрощенные стандарты, а лишь вернулись к тем нормам, которые действовали в России ­15—25 лет назад.

В постановлении указаны 69 параметров сертификационной оценки автомобилей — от дверных петель до средств безопасности, — на которые распространяются послабления. Во-первых, фактически отменены требования к токсичности выхлопа: большинство категорий транспортных средств теперь можно будет легализовать с экологическим классом Евро-0, который в Европе перестал действовать еще в 1992 году (в России нормы Евро-2 узаконили в 2005-м). То есть производители сами могут решать, какую токсичность будет иметь выхлоп их автомобилей: можно сохранить и нынешний класс Евро-5, но новый закон разрешает выпуск хоть карбюраторных моторов. Правда, если конструкцией предусмотрен каталитический нейтрализатор, его нужно оставить.

Во-вторых, разрешено отказываться от антиблокировочной системы в приводе тормозов, которая в РФ стала обязательной для легковых автомобилей с 2016 года. Соответственно, у таких машин не будет и системы стабилизации. В-третьих, отменены современные требования к краш-тестам: обязателен только давно устаревший лобовой удар в бетонный куб на скорости 50 км/ч с единственным контролируемым параметром — перемещением верхней точки рулевой колонки и рулевого вала. Это позволит отказаться от подушек безопасности, преднатяжителей ремней и других систем и решений, без которых невозможно пройти современные краш-тесты с использованием инструментированных манекенов.

А в-четвертых, упрощено требование к системе экстренного оповещения ­ЭРА-ГЛОНАСС: она по-прежнему обязательна, но может обходиться без функции автоматического срабатывания при аварии. По сути, это деградация до тревожной кнопки, нажимаемой вручную. До сих пор такая уступка действовала для машин, полная масса которых превышает 2,5 тонны, а сиденье водителя расположено выше 700 мм над уровнем дороги, — то есть для коммерческой техники и всех УАЗов. При этом отдельное решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), введенное еще в прошлом году на фоне общемирового дефицита микрочипов, сейчас разрешает автопроизводителям выпускать машины вовсе без системы ЭРА-ГЛОНАСС — с обязательством позже доукомплектовать ей все сделанные в этот период автомобили.

Пока что действие постановления №855 планируется до 1 февраля 2023 года. И повторимся, оно лишь допускает, а не обязывает применять все перечисленные в нем меры: автопроизводители могут оставить в производственной программе модели и с АБС, и с подушками безопасности, и с моторами Евро-5. Но подготовку производства упрощенных машин уже начали АВТОВАЗ, УАЗ и КАМАЗ. Причем в Тольятти теперь не обязаны согласовывать изменения Нивы или Гранты с французами, ведь Группа Renault передала свои основные активы в государственную собственность России.

Это не принудительная национализация, которую в Госдуме обсуждали с начала марта, а продажа — но «за рубль». Все говорит о том, что французы сами пошли на этот крайне убыточный для них шаг, понимая невозможность прежней работы в России под давлением санкций и общественного мнения. Весь процесс засекречен, решения принимаются и договоренности достигаются на самом верху — между топ-менеджментом Renault и российским Минпромторгом. Пока лишь известно, что подписанные соглашения предусматривают передачу столичного завода Renault Россия (бывший ­Автофрамос) в полную собственность правительства Москвы, а французская доля АВТОВАЗа (67,7% акций московской компании «Лада Авто Холдинг») переходит к госпредприятию ФГУП НАМИ. При этом 32,3% тольяттинского гиганта остается у российской госкорпорации Ростех. Для компании Renault сохранена возможность обратного выкупа своей доли АВТОВАЗа в течение шести лет, но для московского завода такой опцион не предусмотрен.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи