УАЗ-469: подробная история создания к 50-летию автомобиля
Он все еще выпускается. Гордо взирая с высоты дорожного просвета на давно почивших в бозе прославленных конкурентов. Интересно, как отметит Ульяновский автозавод 50-летие УАЗа-469? Или мы услышим знакомые по другим заводам мантры: мол, «фокусирование внимания потребителя на модели другого сегмента не вписывается в концепцию развития бизнеса»? Странный юбилей странного автомобиля в странное время.
Раскрою маленький секрет, ведь это мое откровение сегодня не причинит никому вреда. Пользуясь некоторыми послаблениями в отношении прессы, я проносил на Ульяновский автозавод привезенные из-за границы диковинные напитки. Мы закрывались с начальником отдела испытаний Леонидом Анатольевичем Кнышевским в его конторке и... пили чай. Тема 469-го уже тогда занимала меня.
— Вы! Журналисты! — грохотал Леонид Анатольевич. — Рассуждаете о недостаточной поворачиваемости, слабом реактивном усилии на руле. Не мешайте машине ехать!
Каждое слово Кнышевский припечатывал к столу кулаком размером с фару. Чашки жалобно позвякивали. Я видел 469-й в деле в умелых руках и потому не возражал.
Люди. Вот, наверное, главное в машинах. Мне посчастливилось расспросить ведущего конструктора самого первого УАЗа-469 Льва Адриановича Старцева. Мне также выпало пообщаться с создателем облика 469-го, художником-конструктором Альбертом Михайловичем Рахмановым. Он, между прочим, еще и автор известной на весь мир эмблемы УАЗа. Слушая их рассказы, я никак не мог взять в толк, отчего про УАЗ-469 так мало написано? Про братьев Марторелли, торговавших уазиками в Италии, советская печать сообщала едва ли не чаще, чем о самом 469-м.
Издержки военной специфики? Отчасти. Невезучий какой-то автомобиль. Во всех смыслах. Это ж надо — на склоне лет быть обозванным словом «Хантер»! Звучит почти ругательно. И готов спорить, что в истории отечественного автомобилестроения нет машины с более сложной судьбой. Ведь начать нужно с того, что путь УАЗа-469 к конвейеру растянулся на рекордные 16 лет.
Концепция наоборот