УАЗ-469: подробная история создания к 50-летию автомобиля

Фото: музей УАЗ, ФГУП НАМИ, из архива автора, Андрей Бутусов, Николай Добровольский, drom.ru, Muhammad Hassan. Творческая реставрация иллюстраций Юлии Романовой

Он все еще выпускается. Гордо взирая с высоты дорожного просвета на давно почивших в бозе прославленных конкурентов. Интересно, как отметит Ульяновский автозавод 50-летие УАЗа-469? Или мы услышим знакомые по другим заводам мантры: мол, «фокусирование внимания потребителя на модели другого сегмента не вписывается в концепцию развития бизнеса»? Странный юбилей странного автомобиля в странное время.

Раскрою маленький секрет, ведь это мое откровение сегодня не причинит никому вреда. Пользуясь некоторыми послаблениями в отношении прессы, я проносил на Ульяновский автозавод привезенные из-за границы диковинные напитки. Мы закрывались с начальником отдела испытаний Леонидом Анатольевичем Кнышевским в его конторке и... пили чай. Тема 469-го уже тогда занимала меня.

— Вы! Журналисты! — грохотал ­Леонид Анатольевич. — Рассуждаете о недостаточной поворачиваемости, слабом реактивном усилии на руле. Не мешайте машине ехать!

Каждое слово Кнышевский припечатывал к столу кулаком размером с фару. Чашки жалобно позвякивали. Я видел 469-й в деле в умелых руках и потому не возражал.

Люди. Вот, наверное, главное в машинах. Мне посчастливилось расспросить ведущего конструктора самого первого УАЗа-469 Льва Адриановича Старцева. Мне также выпало пообщаться с создателем облика 469-го, художником-конструктором Альбертом Михайловичем Рахмановым. Он, между прочим, еще и автор известной на весь мир эмблемы УАЗа. Слушая их рассказы, я никак не мог взять в толк, отчего про ­УАЗ-469 так мало написано? Про братьев ­Марторелли, торговавших уазиками в Италии, советская печать сообщала едва ли не чаще, чем о самом 469-м.

Издержки военной специфики? Отчасти. Невезучий какой-то автомобиль. Во всех смыслах. Это ж надо — на склоне лет быть обозванным словом ­«Хантер»! Звучит почти ругательно. И готов спорить, что в истории отечественного автомобилестроения нет машины с более сложной судьбой. Ведь начать нужно с того, что путь УАЗа-469 к конвейеру растянулся на рекордные 16 лет.

Концепция наоборот

Первого октября 1960 года у главного конструктора Ульяновского автозавода Петра Ивановича Музюкина состоялся неприятный разговор с молодым инженером Георгием Константиновичем Мирзоевым. «Аспирантура, говоришь? Прибыть через месяц? Никуда не ­поедешь, пока не сдашь ведущий мост с колесными редукторами!»
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи