Никита Гудков рассказывает, как компания Renault начинала делать зажигательные машины

Фото: компания Renault | Никита Гудков

Город Дьепп, 1950 год. Послевоенная Нормандия встает на ноги - прекрасная, но разоренная. Чуть ранее Жан Редель получил от отца бизнес по продаже автомобилей Renault, но Ределю еще нет и тридцати, он самый молодой дилер Renault во Франции, а душа просит приключений. Желательно автомобильных. Как быть, если в модельном ряду Renault нет ни одной зажигательной машины?

Национализированное после вой­ны предприятие штампует дешевые заднемоторные «французские Жуки» 4CV. Именно на таком автомобиле Жан Редель стартует в ралли!

Получаться стало почти сразу. В середине пятидесятых годов Редель дважды побеждал в своем классе (до 750 см3) на легендарной Mille Miglia. И все на том же четырехцилиндровом 4CV выигрывал французское ралли, которое называлось Coupe de Alpes. Высокий, статный Редель всегда гонялся при галстуке и в костюме-тройке, будучи воплощением джентельмен-драйвера. Представляете, как он смотрелся в крошке 4CV?

Задор, молодость и хороший вкус сложились воедино: и вскоре появляется первый автомобиль, созданный по инициативе Ределя, - купе Redele Special с алюминиевым кузовом весом 550 кг, на котором он тут же стартует в ралли. В 1955 году Редель основывает компанию Alpine, чуть позже начинается мелкосерийный выпуск купе А106, а в 1960 году - А108 с мотором от Renault Dauphine (40 л.с.). Но все это прелюдия.

Жан Редель родился в Дьеппе в 1922 году и дожил до 85 лет. Но свое главное детище, фирму Alpine, он оставил еще в 1978 году — вскоре после ее поглощения концерном Renault

С какой стороны я не взгляну на Alpine A110 из собрания Renault Classic, это шедевр. Как в 1963 году фирме Ределя удалось создать машину, по сей день выглядящую стильно и современно?

А ведь «кроили» на всем. Кузов сделали самый простой - на пространственную раму из стальных трубок навесили пластмассовые панели. Подвески и силовой агрегат взяли от самого современного Renault той поры - среднеразмерной заднемоторной модели 8. Но низкий, зализанный силуэт, за который Alpine A110 чаще называли берлинеттой, а не купе, и малый вес позволили достигать максимальной скорости более 170 км/ч - при мощности всего 55 л.с.

При этом фирма Alpine была по сути крупным гаражом, в котором собирались по две машины в неделю. Это была борьба за выживание, ведь А110 был в полтора раза дороже, чем седан Renault8. Сама собой родилась идея - делать купе для зарубежных рынков, причем делать за границей, на месте. В итоге за десять лет более 4000 машин было сделано в Бразилии, Мексике, Испании и даже в Болгарии. А универсальный, «всемирный» способ увеличения продаж Редель знал давно: победы в ралли!

Первый серийный автомобиль под маркой Alpine — купе А106 1955 года на платформе Renault 4CV. Был еще и кабриолет, но с другим кузовом на хребтовой раме
Первый громкий успех — первое, второе и третье места на ралли Монте-Карло 1971 года. В кольцевых марафонских гонках родственные прототипы Alpine A210 и А220 держались в тени
0 / 0

Боже, как они гонялись в таких условиях? На водительское место приходится протискиваться, заправляя ноги в узкую щель между огромной колесной аркой и центральным тоннелем. С моим ростом 187 см крыша не просто давит на голову - чтобы выпрямиться, ее нужно было бы поднять сантиметров на десять! Напольные педали сдвинуты вправо, левую ногу девать некуда… И только мягкое аморфное кресло позволяет хоть как-то, вкривь и вкось, расположиться за рулем. А раллисты жаловались на обзорность - из-за очень низкой посадки на трассах, особенно на английских и финских, ничего не было видно за перегибами дороги. В дождь и вовсе беда - механизм стеклоочистителя от седанов Renault не доводит левую щетку до стойки почти на 25 сантиметров!

Однако в гонках вскоре выяснились плюсы А110 - управляемость и надежность. На первую работала малая масса: самая легкая версия с очень тонкими кузовными панелями весила всего 685кг, а самая тяжелая, «Марокко» - около 900 кг со всеми усилениями кузова и защитами. Ну а надежность - благодаря прос­тоте конструкции.

Но четырехцилиндровые моторы Renault, взятые от массовых моделей, для гонок были слабы - даже будучи доработанными в ателье Mignotet, как это обычно бывало. Череда попыток «разогнать» Alpine A110 началась уже в 1966 году, с появлением версии 1300. Под задний капот ставили различные моторы Gordini - в 1969 году появилась форсированная до 120 л.с. версия 1300S, двумя годами позже - 1600S (138 л.с.). Экспериментировали даже с 16-клапанными головками цилиндров и турбонаддувом. Но все было не то!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи