Как ездила новая Победа в начале пятидесятых? И каково на ней было ездить без крыши?
Как ездила новая, абсолютно исправная Победа в начале пятидесятых годов? А каково это было — ехать в Победе без крыши? Теперь мы, похоже, знаем. При поддержке коллег из журнала Classic & Sports Car мы раздобыли кабриолет и полноприводный вездеход ГАЗ М-72, добавили к ним нашу Победу, восстановленную реставраторами Авторевю, — и доставили их на Дмитровский автополигон.
Несмотря на то что Великая Отечественная война завершилась на исходе людских и материальных ресурсов и половина страны лежала в руинах, в начале пятидесятых уже можно было себе позволить прокатиться на Победе — пассажиром на такси. Но вот купить… Закрытый ГАЗ М-20 стоил 16 тысяч рублей, тогда как за Москвич-401 просили девять тысяч, а средняя зарплата в СССР была около шестисот рублей в месяц. То есть нужно было в течение 27 месяцев откладывать всю зарплату. А уж сесть за руль и сравнить на ходу три модификации Победы могли разве что заводские испытатели.
Нашу машину и ГАЗ М-72 на полигон мы везли на эвакуаторе. А вот открытая Победа приехала своим ходом — ее владелец регулярно участвует в ралли классических автомобилей и поддерживает машину в бодром состоянии.
Замерять разгонную и тормозную динамику не стали — жалко «старичков». А вот на весы загнали. И первый сюрприз: наша музейная Победа с почти полным баком бензина весит меньше, чем нашпигованные электроникой современные хэтчбеки гольф-класса: 1408 кг против, например, 1442 кг у Мерседеса А-класса (АР №13, 2013)!
Кабриолет тяжелее самую малость — 1449 кг, хотя, чтобы компенсировать отсутствие крыши и, как следствие, потерю жесткости кузова, его пришлось усилить: над дверями появились мощные короба, в местах их соединения с рамкой лобового стекла — «косынки», а на передней стенке багажника и под днищем — Х-образные усилители. Причем сквозь один из усилителей пропущена труба выпускной системы.
Внедорожник ГАЗ М-72, конечно, гораздо тяжелее заднеприводных Побед — 1559 кг, но нынешние среднеразмерные кроссоверы вроде Тойоты RAV4 весят еще на центнер больше.
А багажник? Двадцать минут возни с пластмассовыми шариками, пересчет в литры — и вот результат: 352 литра. Вполне сопоставимо с нынешними хэтчбеками гольф-класса! И это без учета нижней части отсека: под фанерной полкой, которую устанавливали на заводе, должны находиться запасное колесо, две сумки с инструментом, домкрат и лампа-переноска.
Судя по инструкции, в комплект входило сорок четыре наименования! Помимо разнообразных ключей и отверток в нем были шприцы для смазки, лопатки для самостоятельного шиномонтажа и даже деревянные упоры для колес, чтобы машина не покатилась. В те годы с шиномонтажными мастерскими было туго, да и автосервиса, можно сказать, не было.
Мне бы уже за руль… Размечтался! Чтобы прокатиться на Победах, на полигон, бросив все дела, приехали Никита Гудков и Леонид Голованов. В импровизированную очередь встали и наши «ресурсные» испытатели, прервавшие ради поездки на Победах марафон трех седанов. А еще на наше приглашение откликнулся Дмитрий Николаевич Лавров — отец нашей «примеряльщицы» Дарьи Лавровой, который в молодости ездил на Победе.
Первым делом садимся в базовую модель — наш музейный седан.
Оконные рамки «под дерево», натяжной потолок с плафоном освещения, «печка», обдув ветрового стекла, пышный пластмассовый декор… По тем временам — невиданная роскошь! А представляете ощущения шоферов, пересевших на Победу с армейских «газиков» и узеньких «эмок»?
Диваны мягкие, как в старых вагонах метро, обивка хоть и грубовата, но глазу приятна, а сзади даже есть пепельница. У стеклоочистителей — две скорости, а еще есть привычные нам электрические поворотники (управление — тумблером в центре передней панели), хотя в правилах тех лет их наличие не регламентировалось — Москвичи, например, обзавелись ими позже. А на панели приборов — отдельные сигнальные лампочки для левого и правого поворотников.
Чтобы завести двигатель, из-под приборной панели нужно вытянуть рукоятку управления воздушной заслонкой (еще помните, что такое «подсос»?), продавить педаль акселератора примерно на половину хода — и кончиком правой же ступни с изрядным усилием нажать круглую педальку стартера. Нажмешь на газ меньше — холодный двигатель может и не завестись, пережмешь — зальешь свечи. Но у меня вышло с первого раза. Трехминутный прогрев… Итак, вода — в норме, масло — в норме, теперь подрулевой рычаг на себя и вниз. Это первая. Плавненько отпускаю сцепление, а Победа стоит на месте. Я «недовключил» передачу! «Раззудись, плечо! Размахнись, рука!» Есть!