Свобода воздушного охлаждения: Запорожец, Fiat 500 или Volkswagen?
Они кажутся игрушечными и вызывают улыбку. Но в сторону высокомерие: микроавтомобильчики оставили макрослед в истории и во многом определили тот мир, в котором мы живем. Это для них строились дороги, это они стали приметой возвращения к мирной послевоенной жизни и символом свободы. Как минимум — свободы передвижения.
Необходимы как воздух: итальянский Fiat 500, немецкий Volkswagen 1200 и советский ЗАЗ-965АЭ. Мал мала меньше!
Крошка сын к отцу пришел, и сказала кроха: «Быть похожим хорошо, двойником быть плохо». Это про Fiat и Запорожец. Кооперация итальянской и советской автопромышленности началась задолго до АвтоВАЗа, ведь прототипом 965-го Запорожца был выбран Fiat 600. Но они, как в старом анекдоте, «не родственники и даже не однофамильцы»: Fiat стал лишь образчиком компоновки, потому что в 50-е годы прошлого века инженеры буквально фонтанировали идеями в сверхкомпактном классе. Разные типы привода, расположения мотора, с десяток вариантов подвесок — кто во что горазд. Только представьте, какой интереснейший вызов — уместить на четырех квадратных метрах двух взрослых, пару детей, место для сумок, приделать двери, крышу и мотор и заставить сносно ехать со скоростью километров 80 в час. При этом конструкция должна быть предельно простой, надежной и дешевой. Теперь понимаете, почему эти автомобильчики — настоящие суперкары?
Самой передовой тогда была признана заднемоторная компоновка с задним же приводом. Двигатель можно вынести за пределы колесной базы, не нужно тянуть под днищем карданный вал, а загрузка ведущих колес получается отличной. Тут, правда, главное — не переборщить, чтобы машинка хоть как-то управлялась. У СССР не было опыта создания подобных автомобилей, поэтому в качестве образца и выбрали Fiat. Более того, перед тем как в 1960 году на заводе Коммунар в Запорожье начали выпуск малыша ЗАЗ-965, на дорогах СССР прошел невиданный по масштабам ресурсный тест иностранных микроавтомобилей. Десяток Фиатов, Фольксвагены, BMW 600, Citroen 2CV, экзотический Panhard Dyna и дюжина разнообразных мотоколясок — машины намотали по 50 тысяч километров, половину из которых вне асфальта.
Как же такое выдержал крошечный Fiat 500? От одного хромированного уса бампера до другого меньше трех метров, а между колесами едва проходит канализационный люк. Но сколько же в нем обаяния! Fiat согревает, словно кусочек маргариты, пропитанной кьянти: вы только посмотрите на этот цвет. А история его появления? Такое может быть только в Италии. Создать сначала более крупный Fiat 600 с четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения, а потом выпустить «пятисотый» с двухцилиндровым воздушником и матерчатой крышей. Не думаю, что все дело только в цене и затратах на производство. Он улыбчивый, эмоциональный, обаятельный и по-итальянски открытый. С 1957 по 1975 год его купили почти четыре миллиона человек! «Пятисотый» стал частью культуры страны, модной пряжкой на апеннинском сапоге: их до сих пор полно в каждом итальянском городке.
Без единой современной опции этот интерьер создает уют и настроение. Изящный руль, аккуратный горизонтальный спидометр. Между сиденьями рычажки стартера и воздушной заслонки карбюратора. Тумблеры на передней панели включают фары и дворники — ничего лишнего в Фиате просто нет. Кресла в салон словно принесли с детского утренника
В Fiat не садишься, а надеваешь его на себя. Отвел в сторону невесомую дверку, нырнул внутрь — и, черт возьми, поместился! Конечно, плечо подпирает боковое стекло, ноги согнуты, голова слегка меняет профиль матерчатой крыши, а уж если чихнешь… В общем, будьте здоровы.
«Пятисотка» удивляет вниманием к мелочам: разлинованная обивка двери, изящная дуга ручки, словно у старого комода, а «курок» замка точь-в-точь как у первых Жигулей
И как хорошо, что рядом нет зрителей. Замок зажигания — вот он, прямо по центру панели, но положения «стартер» у него нет. Щелкаю немногочисленные тумблеры, ищу напольную кнопку рядом с педалями — пусто. Да как же тебя завести? Минут через пять нашел-таки пару рычажков между передними сиденьями. Один включает стартер, а второй управляет воздушной заслонкой карбюратора.
Колесная арка по совместительству работает площадкой для отдыха левой ноги, хотя с такой «короткой» трансмиссией не до отдыха. Малюсенькие педали сильно сдвинуты вправо
Воздушные «пол-литра» затарахтели-заверещали и ворвались в уютный салон соседским перфоратором. Мне кажется, если долго ездить на «пятисотом», то треск уже не выгнать из головы. Но эти 18 л.с. имеют право быть громкими, потому что едут как все 20! Наш Fiat с перешитым кожаным салоном потянул на весах на 541 кг, хотя по паспорту должен быть на 21 кг легче. Но как бодро едет! Коротенькие передачки быстро выводят мотор на предельные 4500 об/мин, «пятисотый» лихо набирает 60 км/ч за 13,4 секунды — и стрелка спидометра гнется дальше! Похоже, в спину дул попутный ветер, потому что Fiat набрал 102 км/ч максималки, хотя по паспорту его предел — 95 км/ч.
В отличие от современных систем, складную крышу Фиата можно открыть за секунду на любой скорости: достаточно отщелкнуть фиксатор — и ветер моментально унесет ее назад