Запорожец, Trabant 601 и Citroen 2CV в наших руках
Во времена своей молодости советский «горбатый» Запорожец, восточногерманский Trabant 601 и французский Citroen 2CV никогда не встречались, даром что это автомобили одного класса. Нельзя им было встречаться - как нельзя было посидеть за бокалом вина французу, немцу из ГДР и простому советскому человеку. Но мы, в прошлом простые советские человеки, завели моторы - и откатили машину времени на полвека назад.
Собирали «пенсионеров» на Украине, на родине Запорожца. Понятно, что было непросто отыскать Trabant и Citroen, но мы сбились с ног, пытаясь раздобыть и аутентичный, сохранившийся хотя бы на четверочку Запорожец! Помнится, в Киеве был «прописан» светло-зеленый ЗАЗ-965А, который неоднократно светился на местных автошоу, а в заводском музее числился такой же «жужик» белого цвета. Увы, обоих и след простыл. Белый был в свое время подарен Виктору Ющенко, а другой, как говорят, осел в гараже президента УкрАвто. С клубными экземплярами тоже беда: у одного руль от Москвича, у другого - сиденья от иномарки...
С горем пополам нашли ЗАЗ-965А - 1967 года выпуска. Владелец признался: в 1981 году при пробеге всего в 13500км бывший хозяин установил на машину 30-сильный двигатель МеМЗ-966А. Ничего страшного: таким мотором модификация 965А штатно комплектовалась в 1968-1969 годах.
Citroen 2CV Club оказался образца 1982 года. Благо, «при жизни» конструкция машин менялась незначительно, так что «свежий» год выпуска нас не смутил: можно сравнивать с Запорожцем!
Trabant 601 с пробегом около 77 тысяч км и вовсе свежачок - 1989 года выпуска. К нынешнему владельцу автомобиль попал недавно, а потому еще не избавился от следов былого «улучшайзинга» - главного тормозного цилиндра от Москвича и глухой тонировки задних окон. Зато в салоне - заводская ворсовая обивка и «родные» сиденья.
Двигатели всех машин - воздушного охлаждения. Но у Запорожца он четырехцилиндровый и расположен сзади, а переднеприводные конкуренты довольствуются двухцилиндровыми моторами: у Ситроена - четырехтактный «оппозит», а у Трабанта - рядный двухтактный мотор.
Народный автомобиль? Это, скорее, про Citroen. А подавляющее большинство тех, кому пятьдесят лет назад посчастливилось жить в первом государстве рабочих и крестьян, об автомобиле могло только мечтать. В середине 50-х годов средняя зарплата в СССР составляла 600-700 рублей, а Москвич-401 стоил 9000 рублей. Но и его купить было непросто: записавшиеся в середине 50-х в очередь получали заветное приглашение только в 1961 году - но уже на покупку Москвича-407.
Благословляя производство Запорожца, Хрущев от всей души пожелал, чтобы автомобиль стал доступен для народа. В продаже «горбатый» появился в 1961 году по цене 1800 послереформенных рублей - это в полтора раза дороже, чем мотоцикл Урал с коляской (1250рублей), но в полтора раза дешевле, чем Москвич-407 (2511 рублей). Но даже на Запорожец советскому труженику нужно было в течение 22 месяцев откладывать свою зарплату, не тратя из нее ни копейки. И все же это был относительно доступный вариант: «двадцать первая» Волга стоила и вовсе баснословные 5100 рублей.
Наш «зазик» - единственный в трио автомобиль, в котором не замерзнешь даже при выключенном моторе: для отопления салона предусмотрена автономная бензиновая «печка». Агрегат капризный (случалось, не грел, а горел), но если удавалось его отрегулировать, салон прогревался быстро. Причем от расположенной сзади «печки» горячий воздух шел по напольному металлическому коробу, отчего первыми нагревались сам короб и торчащий из него рычаг коробки передач.