Начинаем Рейтинг-тест 2023: рекордная явка номинантов

Фото: архив Авторевю | компании-производители

BAIC U5 Plus, Forthing Yacht, Hongqi H9, FAW Bestune T55... Что связывает эти пока малоизвестные для нас и такие разные автомобили, кроме очевидного китайского происхождения? Все они участники очередного, уже четвертого рейтинг-теста Авторевю. Который оказался рекордным по явке: 45 машин на первом этапе! И вот вам сразу спойлер: в этом году победителем точно станет китайский автомобиль.

Помните анекдот, в котором один из застрявших в лифте с грустью произносит: «Однажды я просидел здесь целых три часа». На что бод­ро отзывается голос диспетчера в динамике: «Ну а сегодня вы сможете побить свой собственный рекорд!»

Лифт российского рынка застрял в 2022 году: менее 650 тысяч проданных новых автомобилей и 58% ­«отрицательного роста», всего 16 машин в ­рейтинг-тесте Авторевю. Антирекорд, как ни крути. Но починили быстро, пусть и «китайскими комплектующими», — пока что кабинка снова ползет вверх. По итогам девяти месяцев в России уже продано 717 тысяч новых автомобилей, а в наших судейс­ких табличках почти полсотни строк. В следующем выпус­ке Авторевю жюри поделится своими оценками и мнениями, а пока ­вкратце напомним, что такое ­рейтинг-тест, и ­выясним, какие машины борются за ­победу в этом году.

Рейтинг-тест в разрезе

В рейтинг-тесте мы выбираем наш, авторевюшный автомобиль года. Скорее всего, он не будет самым популярным на рынке. Не ожидайте, что его цена понравится всем, а скорость на переставке побьет рекорды. Но он точно окажется наиболее сбалансированным по АР-меркам, ведь для ­«инаугурации» мы учитываем максимум объективных и субъективных (в ­нашем случае — экспертных) данных, полученных в ходе большой исследовательской и испытательской работы. От тестов головной оптики и оценки восприятия драйва до анализа статистики продаж и выведения так называемой справедливой цены на автомобиль. ­Пожалуй, это самый тщательный сравнительный анализ автомобилей разных классов в мире. Кроме того, это развитие наших собственных компетенций в испытаниях автомобилей и в журналистике, а для читателей — массив данных и интересные истории, которые традиционно выходят в ­январском спецвыпуске Авторевю и на сайте, а также в формате полнометражного видеофильма.

И во всем этом четвертый год подряд нам помогает постоянный ­парт­нер рейтинг-теста Авторевю — Авито ­Авто. Согласно исследованию компании ­Автостат, проведенному в 2022 году, Авито Авто — платформа №1 для покупки и продажи автомобилей (подробнее на www.autostat.ru).

К отбору претендентов мы подходим со всей серьезностью: никаких рес­тайлингов и фейслифтингов, а также машин-близнецов, различающихся шильдиками. Только новые легковые автомобили (категория транспортных средств М1), которые вышли на ­российский рынок с начала октяб­ря 2022 года по конец августа 2023-го ­(из-за сложных логистических задач в этом году мы сдвинули срок отбора на месяц, в последующем будем рассмат­ривать претендентов с начала сентября по конец августа). Причем в зачете только те, которые появились в продаже у официальных дилеров.

Прошедшие сквозь такое сито автомобили оцениваются судейской коллегией. Это сотрудники Авторевю, а также приглашенные эксперты, в чьем непредвзятом мнении и независимости суждений мы уверены, как в себе.

Они проставляют баллы в четырех категориях: «дизайн», «технологии», «важность» и «желанность/доступность». Иначе говоря, хочу ли я владеть таким автомобилем и хватит ли у меня денег на его покупку? Причем для точности мы дробим «дизайн» на оценки за ­экстерьер и интерьер, а важность оцениваем раздельно на мировом и российском рынках. Как вы догадываетесь на примере Москвича 3, эти две «важности» могут кардинально различаться. Интересно, бросит ли обрусевший кроссовер перчатку другим автомобилям в финале рейтинг-теста?

Но для начала нужно еще попасть в десятку лидеров, которая формируется на основе судейских оценок, результатов продаж на российском рынке и бонусных очков за победы в сравнительных тестах Авторевю.

Баллы топ-десятки после ­первого, ­заочного, тура сгорают, ведь в реальности расклад между конкурсантами может оказаться совсем другим. А ­реальность у нас суровая! Сначала межклассовый сравнительный тест с замерами на полигоне, а после — пробег по регионам России, где не все так гладко в прямом смысле этого слова (мы до сих пор вспоминаем ямы ­Ивановской области из рейтинг-теста 2022 года). После всех ездовых испытаний судьи, которые участвовали в пробеге, расставляют оценки уже в ­«очных» номинациях: «драйв», ­«комфорт», «быт» и «эмоциональность». Но — самое главное! — они игнорируют цену автомобиля, чтобы быть точнее и беспристрастнее. Влияние цены — самый последний и значимый фактор, за это у нас отвечает специальный эквалайзер, учитывающий рублевый диапазон между конкурентами, реальную стоимость машин после дилерских нак­руток и взаимоотношения цен и баллов. Именно сухой расчет в конечном итоге и определяет победителя. Который, к слову, может и не быть лидером на полигоне, да и у судей (как было со Шкодой Karoq в ­2020-м и с ­Октавией в 2021-м). ­Либо, наоборот, расположиться на первых строчках во всех этапах, чем отличился Nissan Pathfinder в 2022 году.

Номинанты-2023

Итак, 44 автомобиля из КНР и ­Москвич 3, который, как мы все знаем, де-факто является китайским кроссовером JAC JS4 с невысокой долей российской локализации. Что интересно, все новинки обеспечили 22 отдельных бренда (с учетом суббрендов головных компаний). Вот это китайская экспансия! Хотя мы-то помним, что в ­рейтинг-тесте 2021 года при меньшем количестве новых автомобилей было еще более широкое брендовое разно­образие: 27 марок.

Для удобства вашего восприятия мы разделили автомобили на шесть групп. «Кроссоверы», «внедорожники», «объединенные ­седаны-лифтбеки-хэтчбеки», а также «пикапы и минивэны с двигателями внутреннего сгорания» — это четыре класса. Плюс две группы альтернативщиков — ­«электромобили» и «гибриды». Последние не стали сплачивать, потому что 2023 год на ­российс­ком автомобильном рынке запомнится в том числе повышенным интересом к гибридным версиям. Давайте с них и начнем.

Гибриды (от 4 млн рублей)

Сразу скажем, что жюри не оценивает отдельно модификации одного и того же автомобиля. И если у бензиновой версии есть еще и альтернатива в виде электрической модификации или у электрической — в виде гибридной, то в нашем расчете участвуют сразу обе. Типичный пример — кроссовер Skywell в модификациях ET5 (электрическая) и HT-i (гибридная). По тому же принципу в «гибридах» и «электричках» одновременно у нас оказались кроссовер Voyah Free и минивэн Voyah Dream.

Итого три гибрида.

Электромобили (от 3 млн рублей)

Безальтернативных электромобилей в этом году пять. Трио Эволютов ­(седан i-Pro, компактные кроссоверы i-Joy и i-Sky), крупный седан Voyah Passion и большой электрокроссовер Hongqi E-HS9. Но на самом деле выбор новых официальных «электричек» в России нынче шире: это не только кроссовер и минивэн компании Voyah по ­цене 9—13 млн рублей, но и Москвич Зе (от 3,95 млн рублей).

Кроссоверы (от 2,2 млн рублей)

Не нужно быть семи автомобильных пядей во лбу, чтобы догадаться: большинство новинок на официальном автомобильном рынке России в 2023 году — кроссоверы с привычными двигателями внутреннего сгорания. Целых 19 моделей! Хотя, если копнуть глубже, среди них мы найдем немало автомобилей с одинаковыми силовыми агрегатами и платформами.

Самые компактные — это BAIC X35, Москвич 3, Changan CS55 Plus со стартовыми ценами в диапазоне 2,2—2,6 млн рублей. Чуть крупнее — Changan CS75 Plus, а «молодежнее» — Changan Uni-T. Рядом вьется стайка других кроссоверов: FAW Bestune T55, Forthing T5 Evo, Jetour Dashing. С их конкурентами, кроссоверами Omoda C5 и JAC JS6, мы уже знакомы. А вот относительно доступную и простую модель Haval M6 (от 2,18 млн рублей) пока распробовать не удалось. Как думаете, пробьется в десятку?

В этом году у нас большая подгруппа достаточно крупных и дорогих кроссоверов, среди которых — опять же! — сразу несколько автомобилей марки Changan: исключительно переднеприводный купеобразный CS85 и семиместный полноприводный CS95. Пос­ледний, а также FAW Bestune T99, Jetour X90 Plus и Exeed RX были героями ­недавних выпусков Авторевю. Конкуренция здесь высокая благодаря завоевавшему популярность Geely Monjaro, а сейчас усилится еще больше за счет выхода на рынок семиместного кроссовера GAC GS8 второго поколения и ­«краснознаменного» Hongqi HS5.

Внедорожники  (от 4,1 млн рублей)

Удивительное рядом: вопреки (или благодаря?) засилью типичных кроссоверов в этом году мы получили сразу три полноценных рамных внедорожника, причем два из них являются прямыми конкурентами.

BAIC BJ40 (218 л.с.), от 4,35 млн рублей

Наиболее простой — BAIC BJ40 (от 4,35 млн рублей), так похожий на Jeep Wrangler. ­Трансмиссия — ­part-time с жестко подключаемым передним приводом и понижающей передачей. А еще BJ40 оказался единственным в нашем зачете кабриолетом, ведь у него снимается пластиковая крыша!

Tank 300 (220 л.с.), от 4,1 млн рублей

Потолок у его оппонента, внедорожника Tank 300 (от 4,1 млн), классический «стационарный», а вот выбор трансмиссий разнообразнее. Есть вариация с тем же типом ­part-time, а недавно появилась модификация с трансмиссией по схеме ­Torque-On-Demand, когда передняя ось подключается многодис­ковой муфтой с помощью электроники. Эти автомобили мы еще столкнем лбами в классическом сравнительном тесте Авторевю — не пропустите!

Tank 500 (299 л.с.), от 6,3 млн рублей

А третий кандидат в группе — Tank 500 с муфтой, жесткими блокировками и несколькими электронными режимами. Он дороже (от 6,3 млн рублей) и лощенее, но тоже способен на внедорожные вылазки. Окажется в финальной десятке — обязательно еще раз проверим.

Седаны, лифтбеки и хэтчбек (от 1,7 млн рублей)

Тем, кто жаловался на засилье кроссоверов в России, пора пересмотреть свои взгляды: вместе с электромобилями Evolute i-Pro и Voyah Passion в этом году набралось аж 14 моделей в «легковых» кузовах. Универсалов, правда, по-прежнему нет.

Самые доступные — седаны BAIC U5 Plus и Changan Alsvin плюс ­кросс-хэтчбек Livan X3 Pro (эти машины можно купить за 1,7—2,1 млн рублей). Остальные подороже: за ­китайско-калининградский седанчик Kaiyi E5, экспортируемые Changan Eado Plus и Omoda S5 придется выложить не меньше 2,2 млн рублей, а скорее всего, и больше.

Класс D+ представлен седанами Chery Arrizo 8 и Dongfeng Aeolus Shine Max: готовьте не менее 3 млн рублей. Конкурентами этих седанов можно считать и два лифтбека — Changan Uni-V (от 2,86 млн) и FAW Bestune B70 (от 2,45 млн).

В другой лиге — бизнес-седан Hongqi H5 (от 4,8 млн рублей) и заднеприводный представительский Hongqi H9 (от 7,7 млн рублей).

Пикапы и минивэны (от 3,2 млн рублей)

По опыту прошлых ­рейтинг-тестов пикапы никак не могут пробиться в финальную десятку рейтинг-теста. ­Может, получится на этот раз? Честь ­форм-фактора отстаивают Changan Hunter Plus (от 3,43 млн рублей) и GWM Poer KingKong (от 3,2 млн рублей).

А вот с вэнами у нас история более многообещающая: два года назад рейтинг-тест чуть не выиграл Kia Carnival, а в прошлом году ставки на Hyundai Staria, наоборот, не оправдались. Сейчас с другими автомобилями поборется вэн Yaсht (4,2 млн рублей) марки Forthing — это одно из подразделений концерна Dongfeng. Ну и Voyah Dream в гибридной и электрической модификациях.

Или мы обойдемся в финале только автомобилями с классическими ДВС? Лифт вызван, ждать осталось недолго.

Завоевание китайскими брендами российского рынка новых автомобилей хорошо отражено и в статистике Авито Авто. Так, количество предложений в сентябре 2023 года выросло на 536% относительно того же месяца прошлого года, а спрос вырос на 508%. Если в сентябре 2022-го доля китайских моделей в структуре спроса на новые автомобили составляла только 16,2%, то спустя год она выросла до 44,4%. Средняя цена на новый китайский автомобиль — 3005000 рублей.

Китайские марки заняли сразу три позиции в топ-5 самых популярных брендов на платформе Авито Авто. ­Лидирует традиционно Лада, на которую в сентябре пришлось 32% спроса (средняя цена — 935000 рублей). На второй строчке расположился Changan (6,8%, 2840000 рублей) — спрос на эти автомобили за год вырос в девять раз! Третье место занял Haval (6,5%, 2599000 рублей), спрос на эти машины вырос на 280%, а следом идут Kia (4,3%, 3643000 рублей) и Geely (4,3%, 4230000 рублей).

По данным исследования, проведенного Авито Авто в июле 2023 года, чаще всего покупатели рассматривают новые китайские автомобили как альтернативу подержанным японским и корейским машинам. Например, покупатели новых моделей Haval также интересовались моделями Toyota RAV4, Kia K5 и Mitsubishi Outlander с пробегом. А клиенты, выбирающие новые Geely, готовы рассмотреть подержанные автомобили Toyota Camry, Toyota Land Cruiser и Hyundai Elantra.

Нереальные параллели и широты

Соблазн учитывать в рейтинг-тесте автомобили, поставляемые в Россию по параллельному импорту, конечно, велик. Но есть много но.

Во-первых, мы всегда ратовали (и продолжаем это делать) за развитие цивилизованного автомобильного рынка — с официальной поддержкой производителей, расширением дилерской сети и надлежащими гарантийными обязательствами. Этот и предыдущий годы, когда многие автомобильные компании покинули Россию и забыли о своих обязательствах перед покупателями с гарантийными автомобилями на руках, показали, что перекосы могут быть и на таком развитом рынке. Давать оценки этому не будем: слишком масштабен политэкономический слом. Но и развевать флагом «пиратской республики» не хотим — это путь в никуда. Еще раз: мы за прозрачный рынок с четкими правилами, внятным ценообразованием, бесперебойными поставками и заботой об автовладельцах.

Во-вторых, если и рассматривать параллельный импорт, то какие машины учитывать? Те, что завезли в рассматриваемый нами временной промежуток? Или добавим еще и год производства? Есть риск упустить десятки разных автомобилей из-за их малочисленности.

В-третьих, где брать «параллельные» автомобили на испытания и путешест-вие по России? Возможно, вы не знали, но многие «эксклюзивные новинки», которые участвуют в «тестах» у некоторых наших коллег, доезжают до места съемки не своим ходом, аккуратно цедят пару километров под камеру и карабкаются обратно на эвакуатор. Это не наш подход.

Единственным реальным вариан­том включения «серых» машин в ­рейтинг-тест могло быть следующее: определять относительно крупные партии «параллельных» автомобилей, завезенных дилерскими холдингами. Например, как было в этом году с седанами Toyota Avalon и Volkswagen Bora, кроссоверами и седанами Jetta. Но и этих автомобилей, по сравнению с «белыми» машинами на рынке, капля в море! Их не увидишь не то что в десятке самых продаваемых автомобилей России, но и на 35-х строках статистики, мы проверили. Возможно, такие поставки переродятся впоследствии во что-то более серьезное и масштабное, однако это точно не про 2023 год.

А еще интересно, какие автомобили европейских, американских и японских брендов смогли бы побороться, оставшись на российском рынке. Мы проанализировали те мировые премьеры, которые c высокой долей вероятности успели бы добраться до России к четвертому рейтинг-тесту Авторевю, и…

Представьте.

В лонг-листе у нас целый выводок ­наискучнейших однотипных кроссоверов: BMW X1 и BMW XM, ­Mercedes-Benz GLC, Maserati Grecale, Range Rover Sport... Еще больше серости вносят «японцы» Lexus RX, Mazda ­CX-60 и ­CX-90, Nissan X-Trail, Mitsubishi Outlander. Седаны напирают мощно, но дизайн новейших BMW пятой серии и ­Мерседеса Е-класса… А шок от новой баварской «семерки» будто с заспанным после ­похмелья лицом! Согласитесь, ей место точно за пределами сороковой строчки.

Понятно, что электротрио Mercedes EQE и EQS SUV, а также Volvo EX90 во втором туре вообще никто не ждет. Как и нишевый Volkswagen Amarok нового поколения. Ну и ­разумеется, суперкары Maserati GranTurismo и ­Mercedes-AMG SL в лучшем случае остались бы у самой границы десятки, ­несмотря на максимальные баллы Глеба Рачко в колонке «Могу».

Короче говоря, мы с вами ничего не потеряли.

Рестайлинг не пройдет

Сколько бы мы ни говорили, что в рейтинг-тесте могут участвовать только принципиально новые автомобили или машины новых поколений, обязательно найдутся те, кто спросит: а где же Лада? Увы, друзья, в этом году нам снова нечем вас порадовать. Как бы ни преподносил завод Весту NG (то есть New Generation), это чистый рестайлинг в нашей классификации. Да и в общепринятой индустриальной (не маркетинговой) тоже.

С абсолютно новыми машинами, надеемся, все понятно. А под автомобилями новых поколений мы понимаем те, которые ранее уже продавались на российском рынке и в процессе модернизации получили новую для себя платформу и/или новый кузов. Последний определяем в первую очередь по отличной от предыдущей машины геомет­рии дверных проемов, другой силовой структуре и/или иному количеству дверей.

Поэтому в рейтинг-тесте не участвуют рестайлинговые автомобили текущих поколений, которые были модернизированы косметически или даже технически. Исключены также машины, ранее ушедшие с российского рынка и после перерыва вернувшиеся на него под тем же самым или другим брендом. А еще автомобили, вышедшие на ­российский рынок под новым брендом, но не имеющие конструктивных отличий от уже продающихся моделей-доноров (так называемые автомобили-близнецы). Даже если на FAW Bestune T77 ­прос­то повесят ладью и шильдик «X-Cross 5», этот дресс-код не поможет, нужна более глобальная ­доработка. 

Рекомендованные статьи