Сезон кислотных дождей: выбираем тормозную жидкость
Первую попытку оценить качество тормозных жидкостей мы предприняли два года назад (см. АР № 19, 1998). Почти половина из 18 закупленных образцов были тогда признаны некондиционными. Этой весной мы решили вновь наведаться в специализированные магазины и организовать еще один тест. Изменилась ли ситуация? Забегая вперед, скажем, что результаты очередных испытаний нас шокировали: содержимое четырнадцати из двадцати флаконов — брак, а в три банки было налито вещество, очень похожее на кислоту.
Особенности национального патриотизма
На этот раз мы отказались от покупки тормозных жидкостей иностранного производства. Во-первых, они дороги и уже по одной этой причине недоступны значительной категории российских покупателей. Во-вторых, как показали результаты наших предыдущих исследований, продукция именитых фирм-производителей беспокойства пока что не вызывает — все без исключения зарубежные образцы, участвовавшие в прошлом тесте, оказались качественными.
По этой причине выделенные из редакционного бюджета средства было решено пустить на поддержку отечественного производителя — закупки продукции отечественного химпрома производились на всей территории Москвы, Подмосковья и в ряде прилегающих областей.
Еще раз о методике
Чтобы напомнить о том, как проводятся испытания тормозных жидкостей, приведем выдержку из статьи двухлетней давности.
«В процессе своей работы исполнительные механизмы тормозной системы автомобиля подвергаются сильным тепловым нагрузкам. Часть тепла от разогретых колодок, дисков и барабанов отводит поток набегающего воздуха, другая поглощается гидроприводом, причем роль теплоносителя вынуждена исполнять и тормозная жидкость. А если перегрев жидкости в полости рабочего цилиндра приведет к ее закипанию, то образовавшиеся паровые пробки вызовут падение давления в контуре и резкое снижение эффективности тормозной системы. Именно поэтому одним из самых важных показателей качества тормозной жидкости является температура кипения.
Чтобы оценить степень коррозионной агрессивности к металлическим деталям тормозной системы, измеряется концентрация водородных ионов (pH-показатель) и проводится непосредственный тест «на ржавчину»: специальный «веер», собранный из шести металлических пластин (белая жесть, сталь 10, алюминиевый сплав Д16, чугун СЧ 18-36, латунь Л63, медь М1), на 120 часов погружают в тормозную жидкость (выдержка при 100°С), после чего оценивают внешний вид пластин, определяют изменение их массы и оценивают состояние самого раствора.