Чем живут Mobil и Esso сегодня?
На входе в исследовательский центр ExxonMobil в американском Полсборо стоит тщательно воссозданная заправка Mobilgas родом из 30-х годов. А еще вам обязательно покажут первую жестяную банку для разработанного тут синтетического масла Mobil 1 образца 1974 года и расскажут, как в 1995 году BMW 325i без ремонта двигателя проехал на этом масле миллион миль.
А чем живут Mobil и Esso сегодня?
Территория - с квартал, лабораторий - три десятка, около двадцати дорогущих спектрографов... Американский размах! Правда, по соседству можно обнаружить вполне работоспособные рычажные весы начала XX века. Помнится, в стерильных лабораториях корейской компании ZIC в Тэджоне такого не было - там только новейшая исследовательская электроника и сосредоточенный молчаливый персонал в накрахмаленных халатах.
А в Полсборо - непринужденная обстановка: всюду фотографии чад, домашних зверушек и самих хозяев с рыболовными трофеями, все непременно улыбаются, а пообщаться «о погоде и моде» готовы еще больше французов из фирмы Total. Натурные испытания Mobil, кстати, уважает не меньше французских нефтехимиков, но если в Солезе делают ставку на моторные стенды, то Mobil испытывает масла на «живых» автомобилях: установок с беговыми барабанами тут восемь! А для определения величины износа американцы, в отличие от французов, обходятся без наносимых на детали радиоактивных меток - просто разбирают моторы и обмеряют все микрометрами в начале и в конце испытаний.
Что удивило: на всех беговых барабанах - сплошь местные Крайслеры, Форды, Шеви… А где же автомобили европейских и азиатских производителей? Тесты для них проводят не в США, а «местно»: в двух независимых центрах в Германии, еще в двух во Франции и в четырех в Японии - это проще, чем возить машины за океан.