Своими глазами: Байкал, уникальный Evolute и рекорды скорости
Фестиваль «Дни скорости на льду Байкала» проводится с 2011 года, и сотрудники Авторевю уже неоднократно бывали на этом мероприятии. Поэтому на сей раз редакция решила отправить в поездку человека с незамыленным взглядом. Так я впервые оказался на Байкале — и вот мой рассказ.
Сразу о главном: байкальские «Дни скорости» — это не любительские стихийные покатушки. Все организовано очень продуманно. Для участников, несущихся далеко за 200 км/ч и желающих увековечить свое имя в Книге рекордов России, на этот раз был подготовлен участок длиной почти 14 км в заливе Малое Море. Рекордные попытки предпринимались на дистанции 1 км с хода и 500 метров с места и с хода. Хронометрируемые отрезки расположены в середине подготовленного участка, поэтому у пилотов есть более 6 км и для разгона, и, что еще важнее, для последующего торможения.
В каждом из зачетов пилоту требуется показать на заявленной дистанции наивысшую среднюю скорость, которая считается по времени проезда между линиями старта и финиша. Таким же образом средняя скорость рассчитывается и для заездов со стартом с места. А согласно требованиям Российской автомобильной федерации (РАФ), дистанцию необходимо проехать в обе стороны в течение часа, потому что в результат записывается среднее арифметическое скорости проездов в каждую сторону. Это позволяет нивелировать влияние встречного или попутного ветра.
Помимо правил фиксации скорости, регламент проведения рекордных заездов также описывает требования к скоростному участку, который на время мероприятия фактически становится омологированной гоночной трассой. Поэтому в подготовке участвуют и специалисты по льду Байкала, и инженеры-геодезисты. Ежегодный поиск подходящей льдины — задача непростая. Найти место без торосов, снежных переметов, трещин и надломов льда удается, как правило, недалеко от острова Ольхон, где сильные ветра освобождают покрытие от снега, обнажая прозрачный лед озера, который так манит туристов. А еще необходимо наблюдать за местными жителями, которые постоянно норовят пересечь скоростной участок на своей «буханке», невзирая на предупреждения и вешки-ограждения.
Кстати, больше «буханок», чем на Байкале, я еще не видел нигде! Причем многие туристы, особенно из других стран, предпочитают поездку именно на уазике, а не на каком-нибудь Ленд Крузере: «Ну а где еще на „буханке“ поездить, если не здесь?» Я не готов разделить эти впечатления, потому что, к счастью (или нет?), знаком с этим изделием Ульяновского автозавода. Поэтому колесной технике предпочел перемещение по льду на воздушной подушке. Ведь плавность хода у такого судна непревзойденная!
Для перемещения от турбазы до трассы нам достался аппарат под названием Марс-700, хотя местные называют все подобные транспортные средства хивусами. Примерно как любой копировальный аппарат зовется ксероксом. ДВС приводит в движение маршевый винт, обеспечивающий движение вперед, и два нагнетателя воздуха, направляющих потоки прямо под подушки, приподнимая судно над водой или льдом. С завода наш Марс-700 был оборудован турбодизелем IVECO, но до наших дней он не дожил. Владелец выкупил разукомплектованную технику и самостоятельно установил туда мотор на свой вкус. Уже догадались, на какой двигатель пал выбор коренного сибиряка? Это легендарный тойотовский 2JZ — правда, в безнаддувной версии.
А что приводит в движение автомобили участников фестиваля? В этом году аншлага не было: в заездах принимали участие лишь пять автомобилей. И только два из них — с двигателями внутреннего сгорания.
Первый — универсал Audi RS6 Avant прошлого поколения C7 под управлением Алексея Павлина. Битурбомотор V8 4.0 с измененной программой управления и модифицированной системой выпуска выдает более 700 л.с. вместо заводских 560 сил. Заявка на установление рекорда скорости на дистанции 1 км с хода — 289,4 км/ч.
Второй автомобиль — 300-сильный кроссовер Jaguar F-Pace под управлением одного из организаторов и идейных вдохновителей фестиваля Андрея Леонтьева. Заявка на установление рекорда скорости на дистанции 500 м с хода — 206,4 км/ч, а рекорда скорости на дистанции 1 км с места — 117,8 км/ч.
Еще три участника — электромобили! Кроссовер Evolute i-Jet, недавно появившийся в продаже, сначала вышел на старт под управлением Марии Мельниковой. Заявка на установление рекорда скорости на дистанции 500 м при старте с места — 81 км/ч. А под управлением Виталия Ларионова заявлена установка рекорда скорости на дистанции 1 км с хода — 221 км/ч.
Седан Voyah Passion Long Range под управлением Максима Леонова — это заявка на установление рекорда скорости на дистанции 1 км с места (108 км/ч). А под управлением Анастасии Нифонтовой заявлено установление рекорда скорости на дистанции 500 м с хода: 183 км/ч.
Самый необычный транспорт, который в этом году ездил по льду Байкала, называется Сарма 2 Evolute. Это прототип, созданный российскими конструкторами с использованием компонентов отечественных поставщиков, которые проходят испытания на электромобилях марки Evolute (один из генеральных спонсоров фестиваля). Если повезет, вскоре эти компоненты начнут ставить на серийные Эволюты. Болид с постоянным полным приводом оснащен тремя дифференциалами, двумя тяговыми батареями, расположенными симметрично вдоль левого и правого бортов электромобиля (общая емкость 35 кВт·ч), и одним синхронным электродвигателем с постоянными магнитами. Такую схему вместо двух отдельных моторов выбрали исходя из простоты настройки: на грамотную синхронизацию работы двух двигателей нужно куда больше времени. Батареи изготовлены российской фирмой «Системы автономной энергии», но набраны из ячеек китайской компании Svolt.
Номинальная мощность мотора — 60 кВт (81,5 л.с.), а пиковая достигает 120 кВт (163 л.с.). Масса одноместной машины — всего 750 кг. В заезде на 1 км с хода Анастасия Нифонтова за рулем прототипа продемонстрировала среднюю скорость 186,3 км/ч. Кстати, по асфальту болид Сарма 2 Evolute должен разгоняться до 270 км/ч (это расчетный показатель). Это к слову о том, что набрать скорость на льду чрезвычайно сложно. Даже на машинах с современной электроникой. А у Сармы ее нет вовсе.
Помимо скоростных заездов, в рамках фестиваля проводился замер дальности хода электромобиля Voyah Passion Long Range на полном заряде батареи (108,7 кВт·ч). На протяжении почти восьми часов четыре пилота, сменяя друг друга, преодолели 450 км, несмотря на суровые –20ºC за бортом. Паспортный запас хода этой модели по циклу WLTP — 608 км.
Для зарядки электромобилей использовался дизельный генератор. От него были запитаны мобильная станция Pandora постоянного тока (мощность до 40 кВт, коннекторы CCS Combo 2 и GB/T) и фирменный терминал Evolute переменного тока (до 11 кВт)
Почему именно эти автомобили устанавливали рекорды именно в таких зачетах? Ответ прост: Книга рекордов России содержит большое количество «пустых полей» или рекордов, установленных десятилетия назад. Получается, что, правильно подобрав класс техники и необходимую дистанцию, оказаться в Книге рекордов не так сложно, как кажется. Конечно, при условии, что соблюдены все требования, результаты зафиксированы в соответствии с регламентом, а РАФ утвердил вашу попытку как заявку на рекорд. И не стоит забывать, что условия для техники не из простых. Нередко участники повреждают шины на жестких ледяных наростах, двигатели отказываются корректно работать на морозе в 20—25 градусов, а перед пилотом стоит задача удержать контроль над автомобилем, несмотря на сильный встречный или боковой ветер, поднятую этим ветром снежную пыль или внезапный срыв в скольжение на небольшом пятне снега или ледяной неровности.
Трудности, вызванные непростым покрытием, взяли на себя шины компании Ikon Tyres (бывшее российское подразделение финского концерна Nokian Tyres). Она предоставила участникам шипованные покрышки Nordman 8 и Autograph Ice 9 (бывшая Hakkapeliitta 9). От «Хакки» новинку отличают новые шипы двух видов: один используется для центральной части протектора, другой — для плечевых зон. В остальном — рисунком протектора и количеством шипов — эти шины повторяют исходники марки Nokian, которые нередко получали высокие оценки в сравнительных тестах Авторевю. Судя по тому, что все участники фестиваля были довольны новыми шинами, модель Autograph Ice 9 тоже может рассчитывать на хорошие результаты, однако для полноценных выводов все же стоит дождаться сравнительного теста.
А что же поставленные рекорды? Пока они все еще пребывают в статусе заявок, а их утверждение требует времени.