Школа BMW в Красноярске. Выдержит ли мощная техника трехдневный дрифт в трескучие морозы?
«Вы первые журналисты, которые ездят на наших «эмках» при температуре ниже сорока!» - такими словами нас встретили инструкторы школы вождения BMW на выездной сессии в Красноярске. Выдержит ли мощная техника трехдневный дрифт втрескучие морозы?
Школа водительского мастерства BMW Driving Experience существует с 1977 года, с 2002 года занятия проводятся в России, а с прошлого года российское отделение получило статус международного. Занятия проводятся в Дмитровском районе Подмосковья и в Санкт-Петербурге, но я прилетел в Красноярск на спецкурс BMW Winter Challenge. Примерно такой проводится зимой в Петербурге - в Европе он известен под названием Ice Perfection Training, обходится клиентам в 3250 евро и включает в себя начальные ступени (это однодневные курсы Зимний основной и Зимний скоростной, в сумме образующие двухдневный Зимний интенсивный) плюс еще массу специальных упражнений. Пройдя эту ступень, можно попасть на «топовые» курсы Ice Fascination training в шведском Арьеплоге - на BMW M3 и М5.
Курс, подобный нашему, в России стоит 80 тысяч рублей - и проводится на «гражданских» машинах. А в нашем распоряжении - М5 и М6!
Итак, Бузим! Так называется озеро под Красноярском, где была расчищена трасса для занятий. Начинаем с азов: как правильно сидеть за рулем, какой хват считать оптимальным. Потом - простейшая «змейка» со включенным «спортивным» режимом системы контроля устойчивости. На «эмках» он называется MDM, M Dynamiс Mode - система допускает пробуксовку ведущих колес и довольно серьезные скольжения задней оси, позволяя идти по траектории в контролируемом заносе.
Но следующий этап - полное отключение системы стабилизации. И все - ты один на один с пятисотсильным заднеприводным монстром!
Битурбомотор объемом 4,4 л - сумасшедший, но... Отклик на нажатие педали газа задемпфирован, что сильно осложняет задачу, когда нужно ювелирно дозировать тягу. У «эмок» есть несколько градаций остроты привода акселератора, но даже в самом спортивном из них проблемы оставались.
Кроме того, обороты нельзя ронять ниже 1500 об/мин, иначе свалишься в турбояму. Тут помогает ручной режим семиступенчатой роботизированной коробки передач с двумя сцеплениями - электроника «железно» удерживает выбранную ступень. Можно подобрать и скорость переключений коробки: я предпочел среднюю, потому что в самом быстром режиме «робот» переключается с жесткими ударами, повышая тем самым вероятность срыва колес в пробуксовку.
Межколесный дифференциал на «эмках» тоже электронноуправляемый, но тут выбора алгоритма работы нет - электроника самостоятельно меняет степень его блокировки от 0 до 100%, причем не только по факту пробуксовки одного из колес, но и на основе данных от множества датчиков системы контроля устойчивости DSC. Помогает!
А еще есть три варианта настройки рулевого управления M Servotronic. Я выбрал самое низкое усилие на баранке, но все равно при быстром рулении ощущалась ее излишняя тяжесть. Удивительно, что такое вязкое усилие было при минимальном сцеплении с поверхностью - под колесами-то лед!
Амортизаторы я раз и навсегда поставил в комфортный режим. В двух других режимах машина начинала скакать на неровной поверхности льда, пытаясь выйти из-под контроля. Интересно, что лед на Бузиме был не только кочковатый, но обладал и хорошо выраженным рельефом: трасса оказалась «трехмерной»! Все потому, что в такие морозы - а по утрам термометр показывал минус 42°С! - озеро промерзает насквозь, и лишенный водяной подушки лед проседает, повторяя рельеф дна.
Первый день закончился ездой по размеченному квадрату, треугольнику и, наконец, по кругу. Следующее утро началось с серьезной теории (с применением формул), потом - разминочные «змейки» с разным шагом и задания на ритмические колебания. Эх, как не хватает тут связи с машиной по педали газа! То «откроешь» раньше и собьешься с ритма, то опоздаешь и доведешь угол скольжения до критического...
Потом мы гасили занос: после трех полуколебаний на «змейке», затем после двух, после одного... Следующий вид упражнения - «восьмерка», где необходимо проявить все умения, приобретенные ранее. Нужно войти в занос, удержать в нем машину, переложить из одного заноса в противоположный - и опять удерживать в скольжении, но уже на другом радиусе.
А заключительный день был посвящен скоростным заездам - наконец-то удалось включить третью передачу! Сначала два больших круга - этакая «гантель», называемая еще Микки Маусом, а потом извилистая трасса с поворотами разной крутизны, с прямиками и перепадами высот. За всей учебной группой наблюдают два-три инструктора, комментируя происходящее по рации. Понравилось, что они не всегда дают готовое решение возникающей проблемы, а констатируют факт, предлагая ученику самому подумать над ее решением. Основное требование, постоянно раздающееся из рации: «Взгляд туда, куда ты хочешь приехать! Посмотрел на приближающийся сугроб - там и окажешься».
Какой кайф подлетать к повороту с уверенностью в том, что ты его пройдешь так, как учили! Под грохот перегазовки «подкинуть» нижнюю. После того как машина приняла маневр - «открыться» и, пройдя длинную дугу боком, умчаться к следующему повороту.
Кстати, на морозе пластиковые конусы, которыми огораживают траекторию, бьются, как стеклянные. А машины... Крепче! Кроме небольшой трещины в бампере «шестерки» и «отстегивающейся» юбки заднего бампера М5 - никаких проблем. Между прочим, по словам инструкторов, BMW M5 и M6 никогда не ездили в подобных режимах в такие морозы - даже на заводских испытаниях температура не опускалась ниже минус 30оС. Проверка пройдена!
А если говорить о самих машинах, то мне больше понравились купе и кабриолет М6 - у них чуть короче база, чем у седана М5, и поэтому они живее откликаются на действия водителя. Но для «ледяных» упражнений мощность «эм-мотора» явно избыточна! И тем, кто мечтает о подобной водительской подготовке, я бы посоветовал не пренебрегать базовыми курсами, где в качестве «учебной парты» используются задне- и полноприводные автомобили разных серий.
Ну а «эмкам» самое место на асфальте: надеюсь, летом проверим.