Будущее двигателей Mazda: степень сжатия 18:1 и другое

Фото: компания Mazda | Леонид Голованов

Джетлаг накрыл меня как раз в момент доклада Мицуо Хитоми. Кошмар: сам глава отдела разработки силовых агрегатов рассказывает о будущем двигателей Mazda, а я в первом ряду бессмысленно таращусь, моргаю, трясу головой... А может, я уже сплю? Ведь в реальности бензиновых моторов со степенью сжатия 18:1 просто не может быть!

Я так надеялся вновь увидеть, как под крылом самолета о чем-то поют зеленые холмы Хиросимы - как было это более десяти лет тому назад. Но на этот раз не срослось: после Токийского автосалона нас повезли не в родовое гнездо фирмы Mazda, а в соседнюю Иокогаму. Минут сорок езды на автобусе по бесконечным бетонным эстакадам - и вот я борюсь со сном в конференц-зале огромного бизнес-центра на берегу Токийского залива. Слайды, доклады... И два коротких тест-драйва.

Тема - экономичность. Сколько лет нам твердили, что Mazda не будет делать гибридов - мол, это всего лишь мода, в реальной жизни вся эта электротехника не столь эффективна и лишь утяжеляет и удорожает машины. А что мы видим теперь? В Японии начала продаваться Mazda Axela Hybrid! С купленным по лицензии тойотовским электромеханическим вариатором - тем же самым, что ставится на Prius.

- Нынче не иметь в Японии хотя бы одного гибридомобиля в модельной гамме нельзя, - вздыхают японцы. - Не поймут. Скажут, что не заботимся об экологии...

Так устроен рекуперативный генератор i-eloop, которым оснащается Mazda 6 с обычным бензиновым мотором Skyactiv-G 2.5. Задача столь сложной сис­темы — вырабатывать ток для зарядки батареи, не расходуя на это ни капли топлива. Генератор работает только при сбросе газа, когда коленчатый вал двигателя принудительно вращается накопленной за время разгона кинетической энергией автомобиля. А при разгоне генератор отключается, но батарею еще некоторое время продолжает подпитывать «рекуперативной» энергией накопитель-суперконденсатор

«Ползучую гибридизацию» Mazda начала с внедрения системы i-eloop. Помните «рекуперативный генератор», который впервые применили на BMW в рамках идеологии Efficient Dynamics? Идея в том, чтобы генерировать электроэнергию только при сбросе газа, когда машина тормозит двигателем, - не расходуя на это бензин, а рекуперируя накопленную кинетическую энергию. Крохи, конечно (мощность генератора редко превышает два киловатта), но хоть что-то.

И вот Mazda довела эту идею... До совершенства - или до абсурда? Ради пущей эффективности рекуперативной зарядки батареи японцы применили более мощный 25-вольтовый генератор, как на грузовиках. Батарею тоже поставили усиленную, но она все равно двенадцативольтовая, поэтому пришлось добавлять преобразователь напряжения. Мало того: поскольку аккумулятор не в состоянии быстро воспринять всю энергию, которую 25-вольтовый генератор вырабатывает только за недолгие моменты сброса газа, японцы поставили между ними буфер-накопитель - блок суперконденсаторов.

И все это ради того, чтобы сэкономить рюмочку бензина на сто километров пробега! Серьезно повысить эффективность рекуперации таким образом нельзя: нужен полноценный гибридомобиль. Такой, как Mazda Axela Hybrid?

Полноценный гибридомобиль марки Mazda — это седан Axela Hybrid (то есть Mazda 3). По компоновке моторного отсека он повторяет Prius, но тойотовская электромеханическая трансмиссия агрегатирована с двигателем Mazda Skyactiv-G 2.0, дефорсированным до 99 л.с. с помощью рециркуляции отработавших газов. Для никельметаллгидридной тяговой батареи место нашлось только над задней осью, из-за чего объем багажника сократился почти на 100 л, до 312 л. Снаряженная масса гибрида — 1390 кг: он на 80 кг тяжелее двухлитровой машины с «автоматом»

- Так, не промахнитесь: сейчас направо. Нет, не совсем направо, а во-о-н туда, чуть правее!

Я первый раз за рулем в Японии и без провожатого не осилил бы даже этот простенький десятиминутный маршрут. На указателях - одни иероглифы, дорога постоянно раздваивается и уходит то вверх на эстакады, то вниз на разворотные петли... Машин почти нет, движение равномерное, светофоров минимум. В таких условиях много гибридностью не сэкономишь. Поэтому на дисплеях борт-компьютеров нескольких тестовых машин высвечиваются далеко не рекордные цифры - от 5,6 до 7,1л/100 км. Столько было бы и с обычным дизелем!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи