Будущее двигателей Mazda: степень сжатия 18:1 и другое
Джетлаг накрыл меня как раз в момент доклада Мицуо Хитоми. Кошмар: сам глава отдела разработки силовых агрегатов рассказывает о будущем двигателей Mazda, а я в первом ряду бессмысленно таращусь, моргаю, трясу головой... А может, я уже сплю? Ведь в реальности бензиновых моторов со степенью сжатия 18:1 просто не может быть!
Я так надеялся вновь увидеть, как под крылом самолета о чем-то поют зеленые холмы Хиросимы - как было это более десяти лет тому назад. Но на этот раз не срослось: после Токийского автосалона нас повезли не в родовое гнездо фирмы Mazda, а в соседнюю Иокогаму. Минут сорок езды на автобусе по бесконечным бетонным эстакадам - и вот я борюсь со сном в конференц-зале огромного бизнес-центра на берегу Токийского залива. Слайды, доклады... И два коротких тест-драйва.
Тема - экономичность. Сколько лет нам твердили, что Mazda не будет делать гибридов - мол, это всего лишь мода, в реальной жизни вся эта электротехника не столь эффективна и лишь утяжеляет и удорожает машины. А что мы видим теперь? В Японии начала продаваться Mazda Axela Hybrid! С купленным по лицензии тойотовским электромеханическим вариатором - тем же самым, что ставится на Prius.
- Нынче не иметь в Японии хотя бы одного гибридомобиля в модельной гамме нельзя, - вздыхают японцы. - Не поймут. Скажут, что не заботимся об экологии...
«Ползучую гибридизацию» Mazda начала с внедрения системы i-eloop. Помните «рекуперативный генератор», который впервые применили на BMW в рамках идеологии Efficient Dynamics? Идея в том, чтобы генерировать электроэнергию только при сбросе газа, когда машина тормозит двигателем, - не расходуя на это бензин, а рекуперируя накопленную кинетическую энергию. Крохи, конечно (мощность генератора редко превышает два киловатта), но хоть что-то.
И вот Mazda довела эту идею... До совершенства - или до абсурда? Ради пущей эффективности рекуперативной зарядки батареи японцы применили более мощный 25-вольтовый генератор, как на грузовиках. Батарею тоже поставили усиленную, но она все равно двенадцативольтовая, поэтому пришлось добавлять преобразователь напряжения. Мало того: поскольку аккумулятор не в состоянии быстро воспринять всю энергию, которую 25-вольтовый генератор вырабатывает только за недолгие моменты сброса газа, японцы поставили между ними буфер-накопитель - блок суперконденсаторов.
И все это ради того, чтобы сэкономить рюмочку бензина на сто километров пробега! Серьезно повысить эффективность рекуперации таким образом нельзя: нужен полноценный гибридомобиль. Такой, как Mazda Axela Hybrid?
- Так, не промахнитесь: сейчас направо. Нет, не совсем направо, а во-о-н туда, чуть правее!