Беспилотники на полигоне: просто кончилась зима?

Фото: компании-производители

Вопрос на сто семьдесят пять миллионов рублей. Можете создать автомобиль, способный проехать в беспилотном режиме 50 километров? Зимой, в городском трафике, по заснеженным улицам — и, конечно, соблюдая ПДД.

Это условия технологического конкурса «Зимний город», который организовали Российская венчурная компания, фонд Сколково и Агентство стратегических инициатив. Конкурс сугубо российский, ориентированный на наши дорожные реалии и призванный найти решения, помогающие беспилотным машинам ездить в «информационном вакууме», когда датчики покрыты льдом, разметку под снегом не видно — и свое положение на проезжей части робомобиль может вычислить только очень приблизительно. Эксперты уверены, что рано или поздно проблема метеозависимости машинного зрения будет решена аппаратно — с помощью новых адаптивных датчиков, а вернее, их симбиоза. Но создадут их, скорее всего, не в России, да и в целом всепогодная технология затронет отрасли, которые развиты у нас слабо.

Так вот, конкурс «Зимний город» — это попытка найти альтернативный (если хотите, народно-авантюрный) способ распознавания «мутной» дорожной сцены, причем усилиями людей, еще не испорченных отраслевым мышлением. И ведь подобный подход приносил плоды! В XVIII веке в результате технологического конкурса, проведенного среди молодых инженеров, был изобретен хронометр (он был нужен для морской навигации), в 2004 году состязание студенческих команд Darpa Grand Challenge дало толчок развитию беспилотных технологий, а молодежная программа XPrize положила начало частной космонавтике.

Задание для российского «Зимнего города» было разработано при технологической поддержке компании Яндекс. Оно включает проезд регулируемого перекрестка с пропуском пешеходов, круговое движение, пробочный режим «старт-стоп», парковку по разметке, распознавание сигналов светофоров и внезапных помех, выезд на трассу со второстепенной дороги и объезд неподвижного препятствия с элементами слалома — за выполнение каждого из этих упражнений командам начисляется по одному очку.

Площадку для соревнований предоставил Дмитровский автополигон ­НАМИ, где пару лет назад построили городок для испытаний беспилотников. В отличие от технопарков Сколково или татарского Иннополиса, эта трасса позволяет имитировать разнообразные климатические помехи (дождь, снег, туман), причем в любое время года, а гонять беспилотные автомобили можно не только на небольшой территории городка с опорной инфраструктурой (с сетями Wi-Fi, 5G и т.д.), но и по всем дорогам полигона.

Квалификационная трасса «Зимнего города» выглядела весенним оазисом: видимость — «миллион на миллион», асфальт чистый, разметка контрастная. Единственным «климатически проблемным местом» была позиция со снежно-водяной пушкой

Поначалу претендентов на сколковские миллионы оказалось более тридцати, однако в финал, который состоится в декабре 2019 года, по результатам квалификационных заездов прошли лишь пять команд. Прямого соперничества между ними конкурс «Зимний город» не предусматривает: автомобилям нужно преодолеть так называемый технологический барьер, то есть автономно в дневное и ночное время намотать сквозь снега и метели пятьдесят зачетных километров, выполнив «водительские» задания, — суммарно на это отводится три часа. Если у кого-то и правда получится, то…
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи