Лед и привод: Леонид Голованов слетал в Швецию на зимние курсы водительской Академии AMG
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Но вот что интересно, думал я, бросая в долгий дрифт очередной Mercedes на занятиях ледового курса AMG Driving Academy в приполярной Швеции: таких школ в моей жизни было много, однако что они дали мне — знания или просто накат?
Не знаю, как у вас, а у меня это с детства. Никто не подсказывал, что, если на полном ходу на педальном жестяном Москвиче «распереться» и зажать обе кулисы, задние колеса пойдут юзом — и ты лихо развернешься на глазах у остолбеневших родителей. И почему на всех своих велосипедах, от Орленка до Украины, я первым делом стирал задние шины?
Наверное, это врожденное, какой-то генетический сбой, отклонение от нормы. Ведь зачем, казалось бы, ставить боком в повороте транспортное средство, предназначенное для перемещения из точки А в пункт Б? А вот поди ж ты: кайф.
И не мне одному.
— Все зимние курсы у нас расписаны, — гордятся инструкторы Академии AMG. — Многие наши клиенты сразу бронируют занятия на следующий год. Где в Германии поскользишь по льду на четырех разных Мерседесах AMG?
А здесь, в Швеции, для этого есть целая ледовая индустрия. Полигоны на озерах рядом с крошечным городком Арвидсъяур имеют и «большая немецкая тройка», и Volkswagen, и Continental. Вся инфраструктура сезонная: у Академии AMG построено два огромных ангара и «типи», деревянный домик для ланчей на берегу озера, а гостей селят в уютную двухэтажную гостиницу. Причем работает все это только три месяца в году: машины из Германии сюда привозят в январе, а забирают в конце марта.
На этот раз «академический» выбор более чем удачен: AMG-мобили не просто разные, а с тщательно подобранной разностью характера. За «чистый задний привод» отвечают Mercedes-AMG C 63 и суперкар AMG GT S, а за полный — хот-хэтч A 45 и седан CLS 63 S 4Matic. Контраст!
Сперва — между «цешкой» и суперкаром GT. Казалось бы, заднеприводный седан на льду все делает блестяще. Легко позволяет вести себя по дуге боком: руль вывернут в сторону заноса, битурбомотор мощностью 456 л.с. монотонно бубнит на средних оборотах... Нужно увеличить угол? Слегка добавляешь газ, пользуясь великолепным крутящим моментом AMG-мотора, — и чуть круче доворачиваешь баранку. Красота!
Но пересаживаешься из «цешки» в GT — и из-под тебя словно вынимают мягкую подушку. Лед, оказывается, шероховатый! Я помню все его трещинки, оставленные трактором при подготовке трассы, а 510-сильный битурбомотор под длинным капотом суперкара поет твои-мои песенки громче и яростнее. Ты сидишь ниже и дальше от передней оси, руль здесь легче, но «прозрачнее», а все реакции острее. И прекрасный баланс шасси: короткобазная машина охотно «вертится» вокруг вертикальной оси, но и стабилизируется превосходно.
Правда, после «цешки» ошибиться проще. Чуть порезче сработал газом — и низкий кузов GT отзывается на твой импульс тяги слишком активно. Баранка вывернута до упора, но поздно: Рубикон перейден и разворот неминуем. Однако попрактикуешься — и через пару кругов ты в полном восторге. Прецизионный инструмент для автомобильного фигурного катания!
После GT открывать дверь А-класса сперва не хочется. Что здесь делает этот лобастенький хэтч, зачем мне садиться в его высокое кресло? За что мне этот дауншифтинг с восьми до четырех цилиндров?
Но полкруга по льду — и вопросы сняты.
Казалось бы, полный привод здесь «неполноценный», с многодисковой муфтой, подключающей задние колеса. Да и стратегия у трансмиссии явно «переднеприводная»: под тягой «ашка» склонна скользить передком наружу. Но тебе нужно перещелкнуть тумблер в своей голове: рулем надо работать совсем иначе. На «заднем приводе» одновременно с подачей тяги ты сразу выкручиваешь баранку в сторону заноса — а здесь все наоборот. Передние колеса внутрь — и газу! Добился нужного угла заноса — руль прямо!