Чешский медведь в норвежских лесах — Skoda Kodiaq в руках Юрия Ветрова

Фото: компания Skoda | Юрий Ветров

Первый семиместный чешский кроссовер Skoda Kodiaq, названный так в честь породы американских медведей, — это бомба! В Норвегии мне показали машину без камуфляжа. Но выложить на всеобщее обозрение фотографии я смогу только 1 сентября, после официальной презентации. А сейчас —  covered drive, езда на закамуфлированных предсерийных прототипах.

Автомобиль — это люди, его создававшие. Почему в прошедшем времени? Потому что Kodiaq — детище Винфрида Фаланда, бывшего главы Шкоды, и его ставленника в инженерном департаменте Франка Велша. Именно они замыслили этот проект, причем еще когда вместе работали в Китае.

О большом семиместном кроссовере марки Skoda как о свершившемся факте Фаланд поведал мне еще в 2012 году на презентации малышки Citigo в Португалии: мол, появится в продаже через пару лет. Но сперва Volkswagen затянул с доводкой соплатформенного Тигуана, а потом грянул дизельгейт. В результате кадровых пятнашек технаря Велша повысили до главы инженерного подразделения Фольксвагена, а Фаланда бросили на Америку. Однако, быстро поняв масштабы бедствия, Винфрид попросил отставку.

Kodiaq ныне презентует новый глава Шкоды, шумный и обаятельный Бернхард Майер, делегированный из Porsche. Он хоть и отвечал в Штутгарте за маркетинг и продажи, в отличие от Фаланда, не финансист, а инженер, начинавший карьеру как простой механик. И возглавлять инженерный департамент Майер поставил опытного (25 лет в Фольксвагене!), тихого и проницательного Кристиана Штрубе.

Возглавивший Шкоду после дизельгейта Бернхард Майер (справа) — человек Porsche, где он проработал 14 лет. А до этого, с 1988 по 2001 год, трудился в инженерных подразделениях BMW AG. Так что есть надежда, что гибридные и электрические Шкоды поедут по-боевому, — их разработкой займутся в самое ближайшее время в рамках Стратегии-2025

Но глаза у Майера и Штрубе горят не при виде Кодиака, а совсем по другой причине: гибриды, электромобили, автономное вождение... Они живут Стратегией-2025, где чешскому бренду уготована пикантная роль. Skoda должна быстро освоить все новые технологии, оставаясь при этом маркой для… консерваторов-традиционалистов.

Кто бредит исключительно Кодиаком, так это Йозеф Кабан — главного дизайнера Шкоды не коснулся вихрь кадровых перемен, чему он, похоже, только рад. Вместо подчинения корпоративным рамкам в Фольксвагене или Audi, в Шкоде Йозеф может творить, развивая свою концепцию граней и углов, провозглашенную пять лет назад на концепте MissionL.

Кабан из тех, кто «с детства не любил овал». Он с детства треугольник рисовал. У него даже стакан — и тот трапециевидный: мол, вот пример простоты и чистоты линий. Сразу чувствуется школа Вальтера де Сильвы, сравнивавшего лет семь назад Фольксвагены со стаканами. А начатая Йозефом на Супербе треугольная тема с каждой новой моделью будет все острее и острее.

Угловато-хищный Kodiaq визуально роднят с Тигуаном разве что прямоугольные колесные ниши.

— Почему зеркала закреплены традиционным способом? — искренне удивляется Йозеф. — Мне не нравится фольксвагеновское решение: «ножка» визуально ломает линию, берущую начало на переднем крыле и переходящую в подоконную. Но больше я воевал не за зеркала и не за хищный передок, а за линию крыши и скос багажника, придающий стремительности благодаря легкому сходству с купе. Наши боссы не хотели поступаться ни литром внутреннего пространства!

По объему багажника в семиместной конфигурации Kodiaq почти вдвое опережает Kia Sorento Prime: 270 против 142 литров. А при сложенных сиденьях — 720 л в пятиместном варианте и 2065 л в двухместном! Погрузочная высота немаленькая, зато в подполье пятиместных машин есть место для докатки

Оно и понятно: багажник — традиционный козырь Шкоды. Хотя в итоге и Кабан на своем настоял, и компоновщики сработали на славу: при схожей длине (4697 мм) Kodiaq превосходит по вместимости Hyundai Santa Fe. Более того, посрамлен и более крупный Kia Sorento Prime с его 660 VDA-литрами для багажа: у Шкоды в пятиместном варианте все 720 л!

А благодаря почти такой же большой, как у Kia, колесной базе пассажирам на втором ряду предоставлен царский простор: места перед коленями всего на пять сантиметров меньше, чем в Супербе. Но посадка вертикальнее и кажется, что Kodiaq даже гостеприимнее чешского флагмана!

Обделены разве что обитатели третьего ряда: те, кто вымахал выше 180 см, будут головой подпирать потолок, а ногами — спинку. Хуже, что выбраться из этой западни самостоятельно почти нереально: ты можешь сложить кресло второго ряда, а вот сдвинуть его вперед — ни-ни! Хотя оно оснащено продольной регулировкой. Инженеры обещали подумать над усовершенствованием, чтобы одним рычагом разблокировались оба механизма.

Длинная база и «асфальтовые» шины, судя по всему, будут главными ограничителями проходимости. Но для бордюрного альпинизма препятствий нет: выручат 194 мм дорожного просвета и эффективная имитация межколесных блокировок

Салон — космос. Даже без кучи сенсорных панелей, которыми щеголял Vision S, он выглядит свежо и современно. Намеки на шкодовскую чопорность без сожаления уничтожены гантелью передней панели, схожей с той, что на концепте. Только перед пассажиром не дисплей, а крышка верхнего бардачка. Наклонная центральная консоль с глубокой нишей и беспроводной зарядкой для телефона. И ограждающие ее — привет Петеру Шрайеру! — декоративные перекладины. Все это — с мягко-пластмассовым премиум-флером. Эдакий чешский ответ главным конкурентам — корейцам. Но без перегибов, чтобы не дай бог не оказаться богаче «старшего» Фольксвагена.

Эргономика по-немецки безупречна. Только кресла, даже топовые спортивные, немного широковаты. И виртуальных приборов на первых порах не будет, равно как и продвинутых «матричных» фар (более простые светодиодные — опция): «наши покупатели пока не готовы за это платить». Зато есть пробочный полуавтопилот, электропривод пятой двери, панорамная крыша с люком и подогрев руля. А повысить статус Kodiaq сможет за счет камер кругового обзора (новинка для чехов) и не уступающей топовым системам Audi Q7 и А4 продвинутой мультимедийной системы Columbus с массой сервисов и приложений, быстрым мобильным интернетом с собственной сим-карты и полной интеграцией с планшетами и смартфонами.

Защита кромок дверей, подсмотренная у Фокуса, не имеет электропривода: выезжает она за счет усилия пружинок, а убирается тягой, упирающейся в стойку кузова при закрывании

Богат Kodiaq и на практичные штучки, по-шкодовски Simply Сlever: зонтики в передних дверях, как у Суперба, кармашки для телефонов на торцах кресел, крючки для сумок, 30 (!) ниш для мелочевки и новинка — выезжающая при открывании защита кромок дверей (подобную опцию Ford предлагал для Фокуса еще пять лет назад). Хотя два перчаточных ящика невелики.

По части техники Kodiaq идентичен модульному MQB-Тигуану: McPherson спереди, многорычажка сзади и муфта Haldex в приводе задних колес у версий 4х4. Комбинаторика двигателей с коробками передач будет подбираться исходя из маркетинговой стратегии, и пока она не в пользу Шкоды. На первых порах Kodiaq получит из всефольксвагеновской линейки пять четырехцилиндровых турбомоторов. Базовая бензиновая 125-сильная версия 1.4 TSI — только с «механикой» и передним приводом. Тот же мотор, форсированный до 150 л.с., может идти в паре либо с преселективной шестиступенчатой коробкой DSG DQ250, либо с полным приводом. А вот для «младшего» двухлитрового дизеля той же мощности доступны все комбинации и более надежный семиступенчатый «робот» DQ500. Он же, кстати, в комплекте с полным приводом безальтернативен для топовых двухлитровых дизельных и бензиновых турбомоторов мощностью 190 и 180 л.с. соответственно.

Неплохие для тяжелого кроссовера дисковые тормоза  с плавающими суппортами. Размерность передних подобрана под использование колес диаметром от 17 дюймов и более

Мне, конечно, был интересен последний как наиболее востребованный в России — в такой Kodiaq я и прыгнул. И — удача — получил самого Кристиана Штрубе в качестве сопровождающего.

Сперва он молчал и лишь делал пометки в блокноте. Я посетовал на излишнюю тряску на гравийной дорожке и на эпизодически возникающие рывки при плавном ускорении тотчас после торможения. Но когда я пожаловался на недостаток реактивного действия на руле и низкую чувствительность, Штрубе завелся:

— Да-да, для нас сейчас это самый актуальный вопрос! Мы пока не решили, нужно ли придавать автомобилю более азартный характер. Ведь Skoda, согласно позиционированию бренда, должна быть более комфортной и не столь спортивной, как Volkswagen.

Пока поверьте на слово: без камуфляжа Kodiaq грациозен и не выглядит упитанным увальнем, как на этом фото

Нужно, Кристиан, нужно: чтобы Kodiaq был ездовитее, чем «корейцы». Потенциал для этого есть: Tiguan управляется отменно.

А еще надо моторы помощнее. Потому что 180 бензиновых сил — это прожиточный минимум для большой Шкоды. Сюда так и просятся 220—250 л.с., тем паче что такие двигатели в корпоративной линейке есть.

Но в целом Kodiaq даже в предсерийном виде — das Auto, автомобиль. В поворотах точен как снайпер, прямую держит как альпинист веревку. Тормоза безошибочны. А в бархатном преодолении небольших неровностей и округлой тряске на кочках покрупнее чувствуется немецкая порода.

Защита моторного отсека пластиковая, развитые аэродинамические щитки перед колесами — тоже. Благо передний свес невелик (898 мм), а угол въезда — вполне «внедорожные» 22 градуса
Задняя MQB-многорычажка будет отличаться от тигуановской только настройками. Угол съезда (неплохие 23 градуса) ограничивает бампер, а явно переразмеренная для скромного глушителя ниша намекает на то, что в будущем на Kodiaq установят моторы помощнее, чем максимальные нынче 190 л.с.
0 / 0

Фольксвагеновские гены проступают и в акустике, мотор неразговорчив, не беспокоит и аэродинамический свист. Однако уж больно назойливы шины на шершавом асфальте. Хотя на прототипах стояли негромкие 18-дюймовые колеса с покрышками Michelin, а не экстремальный вариант наибольшей ширины и диаметра (всего предусмотрено четыре размерности с посадочным диаметром от 17 до 20 дюймов).

Кстати, Кристиан в ответ на мое наблюдение о лучшей плавности хода дизельных машин рассказал, что Kodiaq будет первой Шкодой, где станут применять универсальную подвеску: пружины и стабилизаторы вне зависимости от типа двигателя, трансмиссии и даже рынка сбыта будут одинаковыми, по крайней мере для полноприводных машин.

По сумме мнений коллег-журналистов, в большей степени отточена и доведена самая тяжелая версия — дизель 190 л.с., DSG, полный привод. А наиболее востребованный в России двухлитровый бензиновый Kodiaq, на котором прокатился я, пока страдает от недостатка реактивного действия на руле и излишней тряски на гравийной дороге

Это означает в том числе и близость параметров геометрической проходимости. А они у Шкоды неплохи даже по российским меркам: декларируемые углы въезда/съезда — 22/23 градуса, а клиренс достигает 194 мм — я проверил эту цифру на чистом выставочном экземпляре. Единственное, что может повлиять на дорожный просвет при адаптации под наши условия, — это установка металлической защиты.

Кстати, знаете, о каких новых рынках мечтают в Шкоде? Да, в США Kodiaq приняли бы хорошо, если бы не дизельгейт. Но пока чехи хотят двинуть в… Корею! Побить, так сказать, противника на его же территории. Но главный плацдарм — это Китай. Затем Европа, а Россия третья в очереди.

Одинаковые метки на пружинах у всех четырех машин подтвердили слова Кристиана Штрубе: у двухлитровых дизельных и бензиновых автомобилей подвески будут унифицированными

Шансы на то, что Kodiaq будет у нас локализован, достаточно высоки. Наверняка, не сразу, а вместе со сменой поколений соплатформенного Yeti на заводе в Нижнем Новгороде. Случится это, правда, не раньше конца следующего года — и только при благоприятной конъюнктуре. А на первых порах будет чистый импорт: первые товарные машины к нам прибудут следующим летом, тогда как европейцы получат Kodiaq уже в январе.

Цены? Судя по речам маркетологов, ориентиром служит Hyundai Santa Fe — от 1,9 млн рублей и выше на нынешний момент. Но, скорее всего, в России Skoda традиционно предложит менее богатое оснащение за те же деньги.

Рекомендованные статьи