Обороты коленвала: испытываем подзаряжаемый от сети хэтчбек Porsche Panamera S E-Hybrid

Фото: компания Porsсhe | Никита Гудков

Подзаряжаемый от сети хэтчбек Porsche Panamera S E-Hybrid немцы представляли журналистам под трибунами гоночной трассы Хоккенхаймринг. Вышло с намеком. На трассе проходят тренировки, слышен рев гоночных моторов, а мы садимся в Панамеру - и уезжаем в полной тишине. В другую сторону, за территорию автодрома.

Два года назад полностью заряженная Panamera S Hybrid проехала у меня на чистой электротяге меньше двух километров. Сейчас за рулем предсерийной машины с буковкой «Е», прибавившейся к обозначению Hybrid, - инженер Porsche, но в обращении с акселератором он особо не осторожничает - это видно по диаграмме запаса энергии на щитке приборов. Под ней высвечен запас хода в 24 километра - и, судя по итогам нашей поездки, он совершенно реален!

Когда Хоккенхаймринг остается позади, покой в салоне нарушают лишь шуршание шин да далекое подвывание электромотора, прерываемое переключениями передач восьмиступенчатого «автомата». В полностью электрическом режиме E-Power мы легко стартуем быстрее живого немецкого потока, настигающего нас только после 50км/ч, и можем даже выехать на автобан. В отличие от прежних гибридов Porsche, двигатель внутреннего сгорания здесь честно включится только при заявленных 135 км/ч. А как только отпустишь педаль газа на любой скорости до 165 км/ч - он замолчит и машина пойдет накатом на нейтрали. На графике борткомпьютера один за другим вырастают зеленые кубики - это время, которое мы проехали, вообще не тратя бензина. Здорово. Но что это - наступившее будущее или лишь промежуточный этап на пути к электромобилям?

С помощью мобильного приложения Porsche Car Connect можно не только контролировать зарядку и предварительное включение климат-контроля машины, но и следить за ее использованием, например, другими водителями. На карте стрелкой показано, где Panamera E-Hybrid находится, а синим кругом - «радиус действия» в чисто электричес­ком режиме E-Power

Всего добились малой кровью. Кузов прежней гибридной Панамеры не изменился, однако в те же габариты вписана в пять раз более емкая литий-ионная батарея вместо никельметаллгидридной. Безопасность? В нашу батарею, говорят немцы, можно гвозди забивать. А в шумной истории с самовоспламенением аккумуляторов самолета Boeing 787 виноваты устаревший материал катодов - диоксид кобальта (в батарее SB LiMotive, установленной на Панамере вместо прежней Sanyo, они никель-марганец-кобальтовые) и плохо продуманный теплоотвод от слишком крупных ячеек, не защищенных предохранителем. Система охлаждения батареи Porsche стала жидкостной (температура хладагента - от 20 до 44 градусов), в нее включен и зарядный трансформатор в правом заднем крыле. Теперь у Панамеры два одинаковых заправочных лючка - для бензина справа и для европейского зарядного разъема Тур 2 для переменного тока компании Mennekes слева.

Но если смена батареи (новая тяжелее на 15 кг) дает в основном увеличение запаса хода до 36 км в идеальных условиях европейского ездового цикла NEDC, то увеличение скорости обеспечивает модернизированный мотор-генератор. За счет замены материала магнитов и увеличения количества витков в обмотках его мощность выросла с 34 до 70 кВт, а рабочее напряжение поднято с 288 до 384 вольт - и в паре с компрессорным мотором V6 он выдает до 419 л.с. А вот крутящий момент вырос всего на 10 Нм, и даже в режиме Sport, когда доминирует бензиновый мотор, а электрический «выходит на подмогу» при нажатии педали акселератора больше чем на 80 процентов, динамикой Panamera S E-Hybrid не шокирует. И звуком тоже.

Но как тепло становится на душе, когда мотор-генератор «отложенными про запас» пятьюдесятью ньютон-метрами (для создания тяги на колесах доступно только 260 из 310 Нм) запускает двигатель внутреннего сгорания! Как будто это самое сгорание только и способно растопить атмосферу надменности, характерную для безупречно отделанного салона Панамеры.

И есть надежда, что под капотами Porsche оно не погаснет еще долго. Касательно энергетической эффективности гибридов и их возможного продолжения у немцев своя формула: надо обеспечить как можно меньшее количество оборотов коленвала ДВС на пройденный километр. Ведь зависимость расхода топлива от оборотов линейная, а для его снижения двигатель должен работать только тогда, когда он действительно нужен.

Знаете, что тут радует больше всего? Что в этой формуле присутствует ДВС - пока об отказе от него речи нет.

Вместо тахометра в левой части щитка приборов - указатель баланса энергии, а прогнозировать момент пуска бензинового двигателя в режиме E-Power помогает специальный режим борткомпьютера (справа)
Вместо тахометра в левой части щитка приборов - указатель баланса энергии, а прогнозировать момент пуска бензинового двигателя в режиме E-Power помогает специальный режим борткомпьютера (справа)
При зарядке левая лампа мигает — чем полнее батарея, тем реже. Правая лампа может гореть зеленым, желтым или красным в зависимости от статуса соединения
0 / 0

Новую Панамеру можно зарядить от бытовой 10-амперной розетки менее чем за четыре часа, однако зарядка постоянным током не предусмотрена - для гибридного, а не чисто электрического автомобиля она не имеет большого смысла, да и батарея от быстрой зарядки страдает.

Вся высоковольтная электрика работает в любой мороз - у батареи есть полупроводниковый керамический обогреватель по типу «фенов» в системах отопления. Чисто электрический режим E-Power можно включить уже при нулевой температуре, а не при минимум плюс пятнадцати.

Всю электрическую начинку, включая более мощный мотор-генератор прежних габаритов, поставляет Bosch. Батарея - плод совместного предприятия Bosch и Samsung под названием SB LiMotive, существовавшего до сентября 2012 года

Что дальше? В Porsche считают, что появления совершенно новых типов батарей и кратного роста их емкости стоит ждать не раньше 2020-2025 года. А пока революции не произошло, литий-ионные аккумуляторы будут совершенствоваться постепенно - с ростом емкости процентов на десять каждые два года.

Постойте, а как же маховичный накопитель энергии, с 2010 года используемый в гоночном Porsche 911 GT3 R Hybrid? Ведь он позволяет быстрее запасти энергию и быстрее ее отдать. Это удобно на гоночной трассе, но в реальной жизни запаса энергии маховика хватает лишь на пару километ­ров. Поэтому применительно к массовым машинам проблемы у разработчиков пока другие - например, создание единого протокола для индуктивной бесконтактной зарядки батарей, которая обещает стать реальностью примерно через три года.

Всего в батарее 104 элемента в восьми блоках. У каждого блока - собственный конт­роллер, обеспечивающий равномерность заряда и разряда элементов. За всю батарею в целом отвечает еще один контроллер, по производительности не уступающий блоку управления бензиновым двигателем
Литий-ионная батарея имеет номинальную емкость 9,4 кВт·ч, но используется только 7,5 кВт·ч. На протяжении десяти секунд теоретически она может выдать максимальные 120 кВт
0 / 0

Так что «курочка по зернышку клюет». Относительно небольшими усилиями немцам удалось добиться того, что в технических характеристиках седана Panamera S E-Hybrid записаны фантастические цифры - средний расход топлива 3,1 л/100 км и величина выбросов СО2 всего 71 грамм на километр. Для того чтобы понизить «налогооблагаемый» корпоративный расход топлива на американском рынке (CAFЕ) или, скажем, получить бесплатный экологический пропуск в центр Лондона, этого достаточно. Конечно, в жизни цифры другие, но наш водитель, особо не сдерживаясь, смог достичь расхода 6,1 л/100 км. Это меньше, чем 6,9 л/100 км, вымученные мной при черепашьей езде на прошлой Панамере. Немцы уверяют, что если в так называемом штутгартском цикле коленвал бензинового мотора предыдущего гибрида на километре пути делал в среднем 524 оборота, то теперь - лишь 318: вот вам и экономия.

Но, с другой стороны, дизельная Panamera c 250-сильным мотором по паспорту расходует в среднем 6,5 л/100км без всяких батарей и электромоторов, и дешевле почти в полтора раза...

Систем охлаждения у Панамеры E-Hybrid три. Две высокотемпературные отвечают за бензиновый двигатель и высоковольтную электронику (инвертор и блок управления). Третья, низкотемпературная (на схеме), охлаждает батарею и зарядный преобразователь

В Европе и России Panamera S E-Hybrid в продаже появится в июле, цена - 6 млн рублей. Но вряд ли эта новость встряхнет рынок - у нас доля продаж гибридной версии Кайенна чуть больше двух процентов (70 машин за прошлый год), а Panamera S Hybrid вообще нашла лишь четырех покупателей.

И мне это нравится. Потому что когда с той стороны трибун Хоккенхаймринга доносится гортанный звук совсем других Porsche, ты понимаешь - счастье надо беречь. Пока оно есть.

Там, где в правом заднем крыле расположен зарядный преобразователь, на «обычной» гибридной Панамере была сис­тема воздушного охлаждения батареи. В машине - полсотни метров высоковольтных кабелей, а от удара током «в случае чего» должна защитить электроника. Проводку с медными жилами постепенно заменят на более легкую алюминиевую, но большего сечения - сначала в 12-вольтных цепях, а потом и в высоковольтных

Паспортные данные
Автомобиль Porsche Panamera
Модификация S E-Hybrid S Hybrid
Годы выпуска 2013-н.в. 2011-2013
Объем багажника, л 335-1153 335-1153
Снаряженная масса, кг 2020 1980
Бензиновый двигатель с непосредственным впрыском и нагнетателем
Расположение спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 6, V-образно 6, V-образно
Рабочий объем, см3 2995 2995
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 333/245/5500-6500 333/245/5500-6500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 440/3000-5250 440/3000-5250
Электрический двигатель трехфазный, синхронный, с возбуждением от постоянных магнитов
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 95/70/2200-2600 47/34/начиная с 1150
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 310/0-1700 300/до 1150
Тип тяговой батареи литий-ионная никельметаллгидридная
Полная емкость электрической батареи, кВт·ч 9,4 1,7
Рабочее напряжение, В 384 288
Суммарная макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 416/306/5500 380/279/5500
Суммарный макс. крутящий момент, Нм/об/мин 590/1250-4000 580/1000
Коробка передач автоматическая, 8-ступенчатая автоматическая, 8-ступенчатая
Привод задний задний
Максимальная скорость, км/ч 270 270
Время разгона 0-100 км/ч, с 5,5 6,0
Расход топлива, л/100 км смешанный цикл 3,1 6,8-7,1
Выбросы CO2, г/км смешанный цикл 71 159-167
Емкость топливного бака, л 80 80
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95
Возможность подзарядки от внешней сети есть нет

Рекомендованные статьи