Сорокин, кроссоверы Renault и пятидесятиградусный мороз на трассе Колыма

Фото: компания Renault

На то, чтобы проехать 2700 км от Якутска до Магадана через полюс холода в Оймяконе, каравану из пяти кроссоверов Renault отвели пять дней. Сперва все шло по плану, но в середине маршрута у одного из Каптюров загорелась лампа аварийного давления масла. Кель ситуасьон! Глушим двигатель, ныряем под капот — щуп сухой. Масла с собой не взяли. Что делать — тащить аварийную машину на «галстуке»? В пятидесятиградусный мороз!

На стоянке в аэропорту Якутска два Каптюра и пара Аркан — все с полным приводом, с немецко-французскими турбодвигателями ТСе 150 и вариаторами — смотрелись диковинками на фоне местных праворульных Тойот и ­Уралов-вахтовок. Не выделялся только Duster с дизелем и на «ручке», который в пробеге шел техничкой.

Местные жители, которых с декабря прошлого года «придавило» крепкими морозами, смотрели на нас с сочувствием. Мол, вы бы хоть стекла утеплили, москвичи! Эта индустрия здесь отлажена давно. Снаружи лобового на двойной скотч или оконный уплотнитель клеится второе, но с обязательным воздушным зазором для теплоизоляции. Причем умельцы умудряются так изящно состряпать стеклопакет, что сидит он как влитой и совсем не бросается в глаза. В машине становится заметно теплее, да и стекло не обмерзает: снег остается сухим и легко смахивается дворниками. Двойная «лобовуха» — это еще и защита от летящих камней, которых на якутских дорогах хватает.

Местные жители говорят, что так долго экстремальные температуры здесь не держались уже лет десять

А боковые стекла утепляют изнутри прозрачной ПВХ-пленкой по периметру — ее клеят с воздушным зазором, а нижний край заводят под уплотнитель двери, чтобы стекло можно было опускать. Мы не устояли и отдали за это по 1500 рублей за машину. Эффект потрясающий: на протяжении всей поездки «форточки» не обмерзали.

Оцените эффект от двойного остекления: боковое стекло абсолютно прозрачно, а косынка слева замерзла напрочь

С «намордниками» ситуация аналогичная: есть лекала на любую машину. Причем якутская зимняя маска закрывает не только радиатор, но и весь передок автомобиля, включая «челюсть» бампера. Сверху моторный отсек укутывают специальным термоодеялом, которое тоже кроится под размеры конкретного подкапотного пространства. Эстеты идут дальше. Чтобы передние стойки не стучали, на них надевают электрические термоэлементы — те, что греют рукоятки на снегоходах. Колхоз, конечно, но работает! А владельцы дизельных грузовиков, к ужасу экологов, ­программно отключают подачу мочевины, рециркуляцию отработавших газов, сажевый фильтр и ставят на моторы механические ТНВД.

Но главное правило — никогда и ни при каких условиях не бросать заглушенные машины на улице. Потому что пуск двигателя после ночной стоянки в минус пятьдесят, даже с подогревателем, — это почти гарантированные проблемы. В городах якуты или замораживают технику на весь зимний сезон (с развитием агрегаторов такси это становится все более популярным), или хранят ее в отапливаемых гаражах. Теплая ночевка машины стоит 500—1000 рублей, так что, если хотите стать местным миллионером, приобретайте в собственность утепленный бокс.

Движение в Якутске при злобном минусе похоже на игру в жмурки: полное ощущение, что в городе прорвало сразу все теплотрассы. Улицы наполнены кумаром от выхлопных газов, светофоров почти не видно, а границы перекрестков понимаешь только по картинке в навигаторе. Но вежливость и самоорганизация у местных водителей на высоте: едут аккуратно, и если видят, что ­кто-то замешкался, то всегда пропускают. За городом — зомбирующая красота, рассматривать которую можно в любое время суток. Снег эталонного белого цвета, чистые дороги и какой-то звеняще-прозрачный воздух. После московского смога его хочется хватать полным ртом, но дышать приходится осторожно: обжигает! А на ледовых переправах через Лену и Алдан установлены знаки ограничения массы до 40 тонн — это значит, что толщина льда здесь больше метра. Настоящий фундамент!

Глаза долго привыкали к местным дорогам, потому что в стекле нет никаких ориентиров — ни обочины, ни разметки. А если картинка еще затягивается выхлопным шлейфом от впередиидущего автомобиля, то вообще кранты. Даже противотуманных фонарей не видно! При встречном разъезде с грузовиками на лобовое стекло словно набрасывают белое покрывало, и — крепче за баранку держись, шофер! — как минимум пять секунд едешь на одном вестибулярном аппарате. Страшно.

Самое противное время — сумерки. От усталости тебя уже начинает «рубить», картинка перед глазами лишается контраста, и возникают настоящие, вполне осязаемые глюки. Тени от деревьев выстраиваются вдоль дороги несуществующими постройками, появляются и пропадают бетонные столбы, а через дорогу начинают бегать зеленые человечки…

Удобств для туристов на колымской трассе по-прежнему нет, но приличные гостевые дома встречаются. И, остановившись на ночлег в одном из них, мы отважились на варварский эксперимент: оставили один Kaptur ночевать на улице, обязав систему Renault Start каждые два часа заводить машину на десять минут. Утром, не обнаружив ни единого следа ночных запусков (под выхлопной трубой было девственно чисто, средний расход топлива не изменился), наудачу ткнули кнопку… Звук стартера был похож на вопль штангиста, толкающего рекордный вес, но мотор ожил с первой попытки! Чего ему это стоило, было понятно по жалобному скулежу приводного ремня и выхлопу, напоминающему извержение вулкана. Кстати, двигатель завелся на заводских свечах, однако моторное масло Castrol Edge вязкостью 0W-40 в него, похоже, было залито не зря.

По большому счету таким экстремально низким температурам здесь рады только дети, которым в минус пятьдесят разрешено не ходить в школу. Дома они, кстати, не сидят — играют на улице, катаются с горок на санках и помогают взрослым по хозяйству. Но между городами перестают ходить маршрутки, дальнобойщики встают на прикол — и трасса Колыма пустеет.

А мы — едем дальше! И даже не мерзнем. Хотя комфортную температуру в салоне автоматически поддерживать могли только Каптюры. И именно их печки умудрялись почти полностью отогревать лобовое стекло. А вот отопитель Арканы, даже с помощью киловаттного догревателя, с обмерзанием переднего стекла не справлялся — почти на всех фотографиях этого пробега Арканы запечатлены с мутными «лобовухами». Но главным климатическим откровением для меня стала нулевая эффективность спиралей в стеклах: при столь низких температурах электрообогрев просто не работает.

А вот местные лошадки морозов не боятся — гуляют на свободном выпасе. Кстати, обратите внимание на замерзшее лобовое стекло — Arkana!

Тормоза в запредельные холода — это вещь загадочная и непредсказуемая. Касаясь ногой педали, ты до последнего момента не понимаешь, как среагирует привод — вцепится в колодки мертвой хваткой или, наоборот, встанет колом. А если бы вы слышали, какие звуки издают автомобили на пятидесятиградусном морозе… Репетиция оркестра! Где-то в недрах передней панели жалейкой скулит моторчик отопителя. Бас-барабаном хлопают заслонки климатической автоматики. Передние стойки постукивают электронной драм-машиной, причем ударные из задней подвески отстают от них на полтакта. Дозируя тормозное усилие, можно заставить примерзающие колодки выть терменвоксом, а кузов иногда так «отстреливает» литаврами, словно от мороза на нем лопаются сварочные швы. Но салонный пластик в Каптюре и в Аркане — как партизан: ни скрипа, ни стона.

Зимой у Колымского края особая красота, но любоваться ей я бы предпочел из окна теплого автомобиля

Сюрреалистическая какофония пропадает при минус тридцати восьми градусах, когда Arkana и Kaptur как по ­команде перестают конвульсировать на морозе и превращаются в тихие автомобили с работающими подвесками.

Понятное дело, что бензин в Якутии особо никто не считает, но топливная арифметика была такой. Средний эксплуатационный расход на обеих Арканах составил 9,3 л/100 км, один Kaptur расходовал 9,8 литра на сотню, второй, с багажным боксом на крыше, — 10 л/100 км. Любопытно, что дизельный Duster с «механикой» тоже ел 9,8 л/100 км — чтобы держать двигатель в температурном тонусе и худо-бедно прогревать салон, наш «технарь» был вынужден едва ли не всю дорогу ехать на четвертой передаче.

На плотине возле Колымской ГЭС я прочувствовал, что такое –45 и холодный ветер. В штиль при –58 было теплее…

Ждете развязку истории с аварийным Каптюром? Готов признаться в полном лоховстве, но моторного масла у нас с собой действительно не было. И по старому колымскому тракту мы все-таки потащили машину на «галстуке».

Сначала у нее встала колом тормозная гидравлика — чтобы натягивать буксир, приходилось давить на педаль двумя ногами. Потом капитулировал ­электроусилитель руля. Следующей сошла с ума электроника, отсалютовав всей гирляндой индикаторных ламп. Стекло стало затягивать инеем... Но больше всего мы опасались, что агонизирующий Kaptur встанет на охрану и замкнет рулевую колонку! Тогда — или в дерево на повороте, или вниз с моста, причем вместе с тягачом.

Спасли нас якутские гаишники: в сильные морозы на местные трассы выезжают специальные патрули на КАМАЗах, помогающие таким вот раззявам. В том числе и техническими жидкостями. Пока водитель ледяного Каптюра отогревался, я держал в руках канистру, из которой в горловину мотора медленно стекала замерзшая синтетика. И едва не отморозил пальцы!

Через день ситуация с маслом повторилась. И хоть у нас уже был необходимый запас, хотелось какой-то ясности. Почему Арканы с точно такими же силовыми агрегатами работают как часы, а Каптюры периодически подбрасывают проблемы?

Пробка маслозаливной горловины: лед изнутри!

Диагноз поставили уже после финиша в Магадане. В местном сервисе выяснилось, что Kaptur в переднем бампере имеет дополнительные воздухозаборники, которые не закрывал «намордник». Ехали мы быстро, слабо утепленный моторный отсек не успевал прогреваться — и сапун двигателя обмерзал. Давлением масла выдавило сальники с обеих сторон мотора — и возникла типичная проблема северной эксплуатации.

Но разборки двигателя не потребовалось. Сальники поставили на место, бампер надежно укутали, и оба Каптюра проделали обратный путь до Якутска без единой масляной проблемы, прокатив группу VIP-туристов. Кстати, этот зимний маршрут предлагался не только компании Renault, но и некоторым другим автопроизводителям. Отказались. 

Рекомендованные статьи