Фирма DEKRA решила привлечь внимание к проблеме безопасности при проведении дорожных работ

Фото: компания DEKRA | Юрий Ветров

Водитель старенького купе Ford Puma, похоже, отвлекся или заснул - его машина летит прямиком на грузовик дорожных рабочих. Удар! К счастью, за рулем Пумы сидел манекен: это был один из трех показательных краш-тестов, организованных фирмой DEKRA. Немцы на этот раз решили привлечь внимание к проблеме безопасности при проведении дорожных работ. Крайне актуальная для нас, россиян, тема, не так ли? 

Ремонт дороги, если его делать в соответствии с утвержденными нормами и без нарушения технологии, дело нужное. Ибо состояние дороги прямо влияет на безопасность. В России, даже по официальной статистике ГИБДД, из-за неудовлетворительного состояния дорог в 2010 году произошло 41863 дорожно-транспортных происшествия (ДТП), в которых погибло 5889 человек. По вине пьяных водителей гибнет втрое меньше! И тенденция негативная: аварий из-за плохих дорог становится больше, тяжесть последствий выше. В прошлом году у нас таких ДТП произошло уже 42322 (+1,1%) - 6827 смертей (+15,9%). А это, между прочим, уже 24,4% от общего количества погибших. Только вдумайтесь, каждая четвертая жертва! А по итогам восьми месяцев этого года рост составил еще 13,2%...

У государственной компании Автодор своя статистика. Там бодро рапортуют, что в 2011 году на вверенных компании дорогах доля аварий из-за их неудовлетворительного состояния составила 10%. А по итогам девяти месяцев этого года она снизилась до 8,9%.

Но, что примечательно, ни в ГИБДД, ни в Автодоре не ведут статистики ДТП в зоне ремонтных работ. А вот в Германии скрупулезно подсчитали, что на ремонтируемых участках автобанов происходит 6,6% всех ДТП с пострадавшими, на загородных дорогах - 0,7% и еще 0,9% в городах. И это для фирмы DEKRA повод бить тревогу! Именно поэтому немцы и заказали швейцарской фирме AXA Winterthur три показательных краш-теста.

Зачем это компании, чей конек - техническая экспертиза автомобилей и оценка ущерба при ДТП? Напомню, DEKRA - это Deutscher Kraftfahrzeug Überwachungsverein, Немецкий союз автомобильного надзора, появившийся в Берлине в 1925 году. Немцы считают, что одна из миссий их компании состоит в уменьшении риска для всех участников движения. И поэтому DEKRA, взаимодействуя с полицией и страховыми компаниями, собирает и анализирует статистику аварий. А результатом этой работы является всеобъемлющий годовой отчет. И чтобы донес­ти значимость сухих и скучных цифр до простых бюргеров, DEKRA каждый год заказывает показательные краш-тесты, приглашая на них представителей автоиндустрии и прессы.

Внутри металлического корпуса энергопоглощающего барьера — картон! Он прекрасно справляется с поставленной задачей: салон легковушки, врезавшейся в барьер на скорости 75 км/ч, цел, а грузовик дорожных служб вообще не получил повреждений

Купе Ford Puma врезалось в тяжелый грузовик дорожных служб на скорости 75 км/ч. Результат? Салон фордика цел, дверь легко открывается. Водителя от неминуемой гибели спас двухметровый деформируемый барьер, закрепленный на заднем борту грузовика. Подобные барье­ры даже в Германии пока используются редко, потому как их установка рекомендуется, но совсем необязательна.

- Дорого, - виновато пожимает плечами немецкий строитель. - Один барьер стоит восемь тысяч евро. А менять такую штуку придется, даже если ее кто-то слегка тюкнет.

И ведь внутри не соты из дорогого алюминия, а наполнитель из дешевого картона. Только оболочка сделана из металла.

Кстати, в 2008 году подобные барьеры на Дмитровском полигоне успешно испытала российская корпорация Строй Инвест Проект М. Заявленная цена, несмотря на дорогой алюминиевый наполнитель, тогда составляла 300-350 тысяч рублей. С тех пор прошло уже четыре года. Вы видели в России хоть одну машину дорожников с таким барьером?

Ремонт дороги по-русски. Никаких зон безопасности, отбойников и прочего. Яму в среднем ряду прикрывает одинокий щит. Стрелка на нем не горит. И это центр Москвы, проспект Мира…

Другая ситуация. Из-за ремонта ваша сторона дороги сужается с двух полос до одной - левую полосу дорожники отгораживают для встречного транспорта. Если в таком месте не установить разделительный рельс или не предусмотреть зону безопасности, вероятность лобовых столкновений будет очень велика. Что и продемонстрировали немцы: синий микроавтобус не пускает легковушку в свой правый ряд - и та с 50-процентным перекрытием бьется о встречный компактвэн.

Но разве в Германии с их повсеместным орднунгом, то есть порядком, такое бывает? Ведь у немцев есть Директива RSA 95, предписывающая дорожникам выставлять предупреждающие знаки по обе стороны дороги за два километра до начала ремонтируемого участка. Бывает. Поэтому в Декре настаивают еще и на обязательном применении поперечной виброразметки, которую необходимо наносить минимум за 200 метров до начала сужения, дабы зазевавшиеся водители имели возможность безопасно перестроиться в соседнюю полосу.

В России же о подобных мерах остается только мечтать. Конечно, у нашего Автодора есть «Методические рекомендации организации движения и ограждения мест производства дорожных работ», согласованные с Департаментом ОБДД МВД России, и есть ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Но, согласно этим документам, знаки в большинстве случаев выставляются всего за 250 мет­ров до ремонтной зоны. Сравните это с двумя километрами в Германии.

Да и редко кто в России вообще соблюдает даже такие нормы. Если уж в столице о дорожных работах может информировать лишь одинокий щит посреди дороги метров за пять до вырытой рабочими ямы, то что говорить о глубинке… Причем, случись авария, инспектору ГИБДД проще во всем обвинить водителя: «неправильно выбрал скоростной режим», «не учел дорожных условий», «не справился с управлением». Случаи привлечения к ответственности дорожников единичны, что нам подтвердили и в Автодоре.

Вот что может произойти с теми, кто пытается починить свою машину прямо на дороге. Скорость Audi — всего 55 км/ч…
Манекены тут без датчиков-акселерометров, но одеты «по форме» (обратите внимание на светоотражающий жилет: в Германии вне населенных пунктов его обязаны одевать все, кто выходит из автомобиля на дорогу вне специально отведенных зон стоянки)
0 / 0

Странно, что проблема высокой аварийности в зоне ремонта мало волнует не только функционеров, но и простых дорожных рабочих. «Да что нам будет, ограждение-то все видят», - отмахивались они от моих расспросов. Между тем в Европе эту профессию относят к категории повышенной опасности. Ведь рабочие на дороге в отсутствие бетонного ограждения или прикрывающего их тяжелого грузовика абсолютно беззащитны перед автомобилями.

Винить во всех бедах только дорожников не стоит. Водители тоже хороши: мы редко когда соблюдаем установленные ограничения, садимся за руль усталыми… Или взять нашу массовую российскую беду - остановку на обочине. Многие бросают машину как попало не только на обычных шоссе, но и на многополосных трассах. В Германии такое возможно разве что при поломке автомобиля. Но даже в этом случае DEKRA не рекомендует пытаться чинить машину, что наглядно подтвердил третий эксперимент. Перед открытым капотом притулившегося рядом с ограждением Renault Clio стоит манекен, изображающий бедолагу водителя. И тут сзади в Renault въезжает универсал Audi. Всего-то на скорости 55 км/ч и с перекрытием 40%. Но Clio бьет своего хозяина так, что тот перелетает бетонный барьер!

Правила безопасности просты. Какой бы ни была поломка, надо попытаться дотянуть до ближайшего «кармана». Не смогли - выбирайтесь из автомобиля через правые двери, перелезайте через ограждение, вызывайте техпомощь и полицию. Если машина встала посреди дороги, то ни в коем случае нельзя выходить из нее. Нужно позвонить в полицию и ждать приезда экстренных служб.

Вроде бы просто. Но почему-то в России любые элементарные правила выполнять не желают. Вместо того чтобы последовательно решать проблемы, у нас принято смаковать аварии с многочисленными жертвами. Может потому, что проще «пилить» бюджет, чем заниматься настоящей работой по обеспечению безопасности? Взять, например, историю с реформой системы техосмот­ра. Кто снял все сливки? Ни Декру, ни TÜV к этому лакомому пирогу не подпустили и на пушечный выстрел. Хотя воспользоваться опытом немецких профессионалов не мешало бы.

Увы, никому, кроме нас с вами, наша безопасность не выгодна...

Левая полоса отдана под встречный поток, и водитель оранжевой легковушки не успел уйти на правую полосу... Из-за высокой аварийности в зонах сужения на дорогах немецкая Директива RSA 95 разрешает сокращать количество полос только в исключительных случаях: интенсивность движения в час пик не должна превышать 1500 автомобилей в час в расчете на одну полосу

Рекомендованные статьи