Subaru и исчезающие ледники Исландии

Фото: компания Subaru | Константин Сорокин

«Самый безопасный регион на планете» и «государство с высшим индексом глобального миролюбия» — это Исландия. Страна, где отчаянно сражаются за экологию и очень боятся глобального потепления. В этот раз к исландским ледникам и вулканам я прилетел, чтобы поездить на автомобилях Subaru.

Начать тест-драйв пришлось с незапланированной поездки на машине времени. Досмотр в зоне прилета аэропорта Кефлавик отшвырнул лет на пятьдесят назад — в те времена, когда международная воздушная гавань Исландии располагалась на одной территории с американской военной базой. Пассажиры тогда проходили в терминал через звездно-полосатый check point, где подвергались дополнительному досмотру. Так вот, увидев, как в Кефлавике встречают прямой рейс из Москвы, я подумал, что американцы вернулись: унизительный шмон по прилете напомнил годы холодной войны. Спасибо, ребята, за экскурсию в прошлое. А ведь именно здесь, в Рейкьявике, в 1986 году руководители СССР и США договорились поднять железный занавес и отменить многие позорные пограничные процедуры…

Собираясь в поездку с Subaru, я раскатал губу насчет нового Аутбека, но этих машин пока нет даже в Европе, а российская судьба модели прояснится в лучшем случае будущей весной. Так что единственной новинкой в исландском конвое стала Subaru XV в версии Tokyo — с шильдиками, защитной пленкой на боковинах кузова, обвесом и безальтернативным двухлитровым двигателем. А антиновинкой — XV в ярко-рыжей раскраске, которой в российской палитре Subaru больше не будет. Причины отзыва сугубо технологические: дилеры жалуются на сложность подбора цвета при локальных кузовных ремонтах и просят заменить рыжий цвет красным. Приятная новость из департамента фирменных аксессуаров: на автомобили Subaru XV и Subaru Outback, оборудованные видеопарковщиком, теперь можно поставить опционный омыватель камеры — как на Форестерах последнего поколения. Деталюшка эта, правда, недешевая: 5600 рублей за саму брызгалку плюс установка. Но омыв реально работает!

Наша цель — южное побережье острова, где девять лет назад больше всего насорил пеплом вулкан Эйяфьядлайёкюдль. Декорации первобытные — если бы не линии электропередач, лучшей натуры для съемок фильмов про динозавров не сыскать. Размах пепельно-песочной черноты лучше всего виден с самой южной материковой точки Исландии (утес Дирхолаэй): вдоль всего побережья до линии горизонта и вглубь острова растянута сплошная «угольная» картинка. Местные экскурсоводы называют эти места самой северной песчаной пустыней в мире, но краеведов придется поправить: если считать по координатам, то песчаные просторы беломорского побережья России расположены севернее. Ну а пустыня в Исландии пусть будет самой черной.

Все автомобили нашей группы «глазастые», то есть оснащенные машинным зрением EyeSight, при поддержке которого работают системы активной безопасности Subaru. И если два года назад на Кавказе я не доверял электронным «глазам» и сам себе казался перестраховщиком с потными ладонями, то теперь вел как расслабленный турист. А ведь система EyeSight за это время не поменялась — но я привык к ней. Раньше воспринимал адаптивную автоматику как компьютер с труднопрогнозируемой адекватностью, а теперь стал относиться как к пассажиру, который сидит бодряком и никогда не отвлекается от дороги.

Систему EyeSight заказывает более половины покупателей Subaru в России — выбор одобряю

Особый кайф ехать с камерами в колонне, причем в любом ритме и по разным покрытиям, ведь субаровский круиз-контроль активируется с нулевых скоростей. Жаль только, что после крутых поворотов система иногда теряет автомобиль-мишень. И есть загадка! Инженеры Subaru всегда говорили, что система EyeSight работает как человеческое зрение и обладает свойственными ему недостатками. Так вот, езда плотной группой в «пыльном мешке» доказала, что в таких условиях японские камеры видят лучше человеческих глаз. По крайней мере моих. А может, процессор EyeSight работает быстрее моего мозга. Так или иначе, но на всех пыльных участках стереокамеры Subaru слепли значительно позже моих глаз и машина сама тормозила в непроглядном пыльном шлейфе, когда я уже не видел ничего.

Кстати, успокою недоверчивых и тех, кто боится стать жертвой программного глюка. Система EyeSight — это программная среда с закрытой архитектурой, которая не перепрошивается, не обновляется, а настраивается один раз на весь жизненный цикл автомобиля. Косоглазия у нее не бывает — EyeSight либо работает, либо нет.

Рассказывать о нынешнем Аутбеке смысла не вижу и могу лишь позавидовать владельцам таких машин с мотором 3.6 — удивительно тихий и эластичный силовой агрегат с огромным тяговым потенциалом. Думаю, что Outback следующего поколения сохранит его ездовые повадки — и расклад в линейке универсалов Subaru останется прежним. Модель XV будет самой доступной, Forester — самым проходимым (двухуровневая система X-Mode, недавно появившаяся на этой машине, — это маркетинговая уловка, призванная формально повысить внедорожный статус Лесника), а престижный Outback будет радовать ездовым комфортом на твердом покрытии. Справедливости ради скажу, что к вулканическим кратерам, горным озерам и гейзерам в Исландии мы всегда добирались «кучей» на всех машинах и ни разу не спешивались. Просто там, где на Форестере и XV мы проскакивали за один прием, на Аутбеке приходилось ехать шепотом, учитывая геометрические особенности шасси.

• Главная проблема таких мест — одержимые идиотизмом любители селфи, которые периодически срываются в ущелья, падают в водопады и становятся жертвами штормовых волн
• Это красивое ущелье с недавних пор стало кладбищем квадрокоптеров: авионика беспилотников не выдерживает местной ауры. Одним из последних свою смерть здесь нашел дрон нашей группы

Поводом для особой гордости служило постоянное ездовое соперничество с местными биг-футами — экскурсионными внедорожниками на колесах низкого давления, которые забрасывают пеших туристов на ледники. И периодическое общение с их угрюмыми водителями. Нет-нет, никаких конфликтов, у исландцев вообще нулевая агрессия. Но высочайший талант проповедников! Каждый здесь шериф, каждый экологический полицейский и каждый — «have a finger in every pie». Иностранцы в их понимании должны ходить по струнке, ездить паровозиком и дышать через раз, дабы не усиливать greenhouse effect, — от нравоучений случайных собеседников сводило зубы.

Чаще я делал вид, что не понимаю, о чем речь, однако выслушать одного из «подрывников мозга» все же пришлось. Дескать, вижу, что вы двигаетесь организованной колонной, но дистанцию между машинами стоит держать чуть больше, чтобы попутный транспорт мог вас обгонять. Останавливаться лучше не вдоль обочины, а на специально отведенных площадках, дабы случайно не повредить колесами придорожный мох. А по песку необходимо ехать строго друг за другом — так вы гарантированно уплотните колею и не застрянете. ­Бла-бла-бла… Я понимающе кивал головой, разводил руками. Да-да, мы увеличим дистанцию, а останавливаться будем так, что комар носу не подточит!

В полушаге от преступления: если ехать не след в след, а так, как это обычно делаем мы, то можно нарваться на крупный штраф или даже сесть в тюрьму

Комаров, кстати, в Исландии нет: из-за своеобразного климата (заморозки и оттепели сменяют друг друга по три раза в год) кровососы просто не успевают закольцевать в этих краях свой жизненный цикл. Впрочем, вру, есть один, залетный, — поймали его в восьмидесятых годах прошлого века и хранят... в исландском Музее естественной истории. Нам бы такую свободу от противных инсектов, правда?

По меркам Исландии это пятизвездочный отдых, который по карману далеко не всем. Большинство туристов выбирают, например, Duster с палаткой-раскладушкой на крыше — на наши деньги аренда такой машины стоит около девяти тысяч рублей в сутки

Ну а что до «зеленого» сознания, то, с одной стороны, исландцы молодцы: борьба за экологию имеет полное право быть чем-то вроде национальной религии. Правда, без парникового эффекта в мозгах не обошлось. Околонаучная пресса уже истерит: дескать, каждый год ледяная мантия острова теряет полтора метра своей толщины — и если таяние льда будет продолжаться с такой же скоростью, то давление на земную кору уменьшится и страну разорвет извержениями проснувшихся вулканов. Первой жертвой глобального потепления стал высокогорный ледник Окйекюдль, кончину которого исландцы оплакивали на всех социальных уровнях и даже установили в память о нем мемориальную табличку. И очень похоже, что в течение ближайших десятилетий еще несколько глетчеров превратятся в обычные сугробы.

Но исландцы обязательно что-нибудь придумают — они же мастера работать с возобновляемыми ресурсами. И в пику экологически грязной Европе с ее атомной энергетикой создадут вулканические электростанции с ледниковым охлаждением. Электрическая энергия на внутреннем рынке подешевеет в разы, и я не удивлюсь, если следующий тест-драйв в стране ледников и вулканов организует кто-нибудь из производителей электромобилей.

Рекомендованные статьи