Юрий Ветров узнал, как работает научно-технический центр китайской фирмы Brilliance

Фото: компания Brilliance | Юрий Ветров

Научно-технический центр китайской фирмы Brilliance, что в Шеньяне, — это девять лабораторий и небольшой трек с полосой булыжника и «пятаком» для отработки экстренных маневров. Однако мои провожатые с гордостью говорят, что центру фирмы Brilliance присвоен статус «государственно значимого»! За что?

За те шесть лет, что я не был в Китае, страна поменялась: на месте трущоб множатся бесконечные многоэтажки. Девиз государства — «непрерывный рост!»

Растет и созданный преимущественно на государственные деньги Brilliance, хотя и не может догнать таких гигантов, как FAW или Changan. Суммарные продажи за семь лет увеличились с 300 до 800 тысяч автомобилей в год. Но это лишь седьмое место среди автопроизводителей в Поднебесной: у первой четверки тиражи исчисляются миллионами.

Гибрид с индексом H530 EV, который разрабатывается совместно с немецкой инжиниринговой компанией FEV, должен пойти в серию уже в следующем году. Оцените соотношение бензиновой и электрической компонент: ДВС рабочим объемом 0,85 л развивает 34 кВт, пиковая мощность силовой установки — 65 кВт, а емкость батареи — аж 12,4 кВт·ч

Из этих восьми сотен тысяч, кстати, 280 тысяч пришлись на автомобили BMW, которые Brilliance собирает с 2003 года в рамках совместного с баварцами предприятия. Еще около 80 тысяч — микроавтобусы Jinbei (по большей части лицензионная Toyota HiAce разных поколений). А «самостийных» легковушек всех брендов (собственно Brilliance, BSV и Zinoro) — произведено свыше 400 тысяч за прошлый год. Причем на экспорт (в основном в небогатые страны Юго-Восточной Азии, Южную Америку и Африку) поставляется пятая часть.

Россия тоже важна: восемь лет назад именно Brilliance первым из «китайцев» предложил нашему рынку не краденые копии иномарок, а полноценные автомобили собственной разработки. Это седаны М1 и М2 с дизайном Джуджаро, с лицензионными двигателями Mitsubishi и с настроенными инженерами Porsche шасси, где сзади была применена недешевая многорычажная подвеска. Кстати, эти машины до сих пор являются флагманами фирмы Brilliance и продаются в Китае под названиями Zunchi (M1) и Junjie (M2).

Но китайские седаны за 20—25 тысяч долларов у нас не приняли: за три года удалось продать чуть больше тысячи Бриллиансов. Не пришлись ко двору они и в Европе: на краш-тестах авторитетного немецкого автоклуба ADAC оба автомобиля заработали ноль звезд по методике Euro NCAP.

«Подтяжка лица» (фары, бампер, фальшрадиаторная решетка) пошла седану Brilliance Н530 на пользу, а в дополнение к старому лицензионному двигателю Mitsubishi 4A92А (1,6 л, 110 л.с.) будут ставить новый турбомотор 1.5 (150 л.с.). Машины должны появиться у дилеров только в следующем году. За дорестайлинговые Н530 сейчас просят не менее 580 тысяч рублей за начальную версию с «механикой»
«Подтяжка лица» (фары, бампер, фальшрадиаторная решетка) пошла седану Brilliance Н530 на пользу, а в дополнение к старому лицензионному двигателю Mitsubishi 4A92А (1,6 л, 110 л.с.) будут ставить новый турбомотор 1.5 (150 л.с.). Машины должны появиться у дилеров только в следующем году. За дорестайлинговые Н530 сейчас просят не менее 580 тысяч рублей за начальную версию с «механикой»
0 / 0

Стоя рядом с побитой с двух сторон четырехдверкой Brilliance H230 в пахнущем краской свежеотстроенном ангаре лаборатории пассивной безопасности, я понимаю причину тех плачевных результатов: вплоть до 2013 года у Бриллианса не было собственной испытательной базы для проведения краш-тестов. А теперь есть, причем не хуже, чем у Шкоды под Млада-Болеславом. Ведь с 2010 года рейтинг безопасности China NCAP (C-NCAP) стал частью программы Global NCAP, а с 2012 года китайцы проводят смещенный удар по европейским правилам на скорости 64 км/ч. А с этого года предусмотрен еще и бонус за наличие системы стабилизации и занавесок безопасности.

Итог? Простенький седанчик Brilliance H230, к слову, продающийся с мая и в России, за четыре вида испытаний (два фронтальных удара, один боковой и тест кресел на удар сзади) заработал в сумме 52,7 балла из 60 возможных. Это всего на 3,8 балла меньше, чем у «трешки» BMW F30!

Лаборатория пассивной безопасности появилась у Бриллианса только в апреле прошлого года, а комплекс для стендовых испытаний кресел начнет работу лишь в 2016 году. Пока проведено около 70 краш-тестов: седан Н230 (на фото) заработал 52,7 балла из 60 возможных по методике C-NCAP
Завод Brilliance в Шеньяне рассчитан на сборку до 250 тысяч автомобилей в год. Сегодня здесь делают машины на платформе А0 (новейший кроссовер V3, седан и хэтчбек H230), а также более крупные автомобили на «тележке» А (V5, H530, H330/FSV, H320/FRV/Cross). Всего на заводе 124 сборочных поста, полностью автоматизированы только сварка (на фото) и окраска кузовов. Степень автоматизации сборки невелика, зато китайцы гордо показывают шнур-андон и заявляют, что внедрили TPS (Toyota Production System)
Разработкой двигателей внутреннего сгорания Brilliance, по уверениям топ-менеджмента, сейчас занимается без сторонней помощи. И в это легко поверить: на всех 11 моторных стендах фирмы FEV крутились «самостийные» турбомоторы 1.5 (150 л.с.)
0 / 0

Или взять комплекс испытания двигателей — 11 моторных стендов куплены у немецкой инжиниринговой компании FEV из Аахена. Она же, кстати, разрабатывала для Бриллианса представленный в 2006 году первый турбомотор объемом 1,8 л. Сегодня же FEV помогает китайцам в работе над трансмиссией гибрида H530 EV. А новый бензиновый двигатель объемом 1,5 л с одним фазовращателем (150 л.с. в варианте с турбокомпрессором и 105 л.с. без оного), чей выхлоп соответствует нормам Евро-5, по признанию китайцев, они разработали самостоятельно — без немецкой инжиниринговой помощи.

Увы, это чувствуется. Новый компакт-кроссовер Brilliance V3 (по габаритам он лишь чуть превосходит Nissan Juke) едет вяленько — равно как и более тяжелый паркетник V5 с тем же силовым агрегатом. Мотор скрывает свои паспортные 150 сил, «автомат» переключается нарочито плавно... Да и шасси так себе — видать, инженеры Porsche больше не в деле.

Фейслифтинговый кроссовер V5. Только передний привод, мотор — 1.6 (110 л.с.), цена — не менее 710 тысяч рублей. Сроки появления модификации с турбомотором 1.5 (150 л.с.) и полноприводной версии пока не озвучены
Фейслифтинговый кроссовер V5. Только передний привод, мотор — 1.6 (110 л.с.), цена — не менее 710 тысяч рублей. Сроки появления модификации с турбомотором 1.5 (150 л.с.) и полноприводной версии пока не озвучены
0 / 0

Кстати, в НТЦ работает только один перебежчик из BMW, да и тот не занимается моторами: отдел двигателей находится в подчинении японца Кодамо — выходца из Mitsubishi. А всего в инженерном штабе Бриллианса, управляющего коллективом из полутора тысяч сотрудников, лишь семеро варягов, в числе которых и возглавляющий команду дизайнеров Димитрий Виседомини, которого переманили из Пининфарины три года тому назад.

Китайцы делают ставку на собственные силы. Пусть скромные, но «государственно значимые».

Однако нам-то что с того? Да, Brilliance вкладывается в инжиниринг, но крупные западные и восточные (японские и южнокорейские) компании делают это масштабнее и эффективнее. А цены на Brilliance невысоки благодаря сборке по полному циклу на черкесском заводе Дервейс, но... Сейчас там выпускают автомобили на платформе «А» (седан H530 и кроссовер V5), в следующем году к ним присоединится новый паркетник V3, созданный на более компактной платформе А0 (ее он делит с седаном и хэтчбеком Brilliance H230). Не представлена у нас только третья, самая дорогая, платформа «М» — те самые флагманские Бриллиансы М1 и М2.

Основную ставку Brilliance сейчас делает на новый компакт-кроссовер V3. Конструкция простая: McPherson спереди, Н-образная балка сзади, только передний привод, мотор 1.5 (150 л.с. с наддувом и 105 л.с. без него). Цена в Китае в пересчете на рубли по нынешнему курсу — от 700 тысяч до 1,1 млн
Интерьер у V3 симпатичен, но картинка не в силах передать тотальную пластмассовость всего, к чему прикасаешься
0 / 0

Так вот, за те 772 тысячи рублей, что просят сейчас за «автоматическую» топ-версию бестселлера марки V5, можно купить куда более мощный Geely Emgrand X7 (149 л.с. против 110). А вместо «механического» Бриллианса за 710 тысяч руб­лей покупатель скорее предпочтет Lifan X60 — на 20 тысяч доступнее и 18 л.с. мощнее. И потому Лифанов продается по полторы тысячи за месяц — больше, чем Бриллиансов за весь прошлый год.

В этом свете амбициозный план Бриллианса нарастить число российских дилеров с 26 до 40 и увеличить продажи вчетверо — до 4000 автомобилей — выглядит, мягко говоря, малореальным. Особенно на фоне падения рубля.
По словам китайцев, Brilliance сейчас торгует в России себе в убыток. Вот только, боюсь, запала надолго не хватит.

Рекомендованные статьи