Зачем реальному автомобилю очки виртуальной реальности? Александр Тычинин узнал ответ у компании Audi
Я веду Audi A4 по пустой площадке, но вижу перед собой оживленную улицу. Я брежу? Нет: меня на ходу погружают в виртуальную реальность! И не меня одного.
В середине девяностых четырнадцатилетний петербуржец Михаил Антонов, увлеченный компьютерами, переехал с родителями в США. В кампусе университета Мэриленда Антонов познакомился с талантливым студентом Бренданом Айрибом и в 1998 году показал ему несколько собственных игр.
— Где ты научился так программировать? — удивился Айриб.
— По книжкам, — ответил Антонов и кивнул на стопку тетрадей, исписанных мелким почерком.
— Ты чокнутый гений!
Спустя четыре года Антонов и Айриб создали программу Scaleform — интерфейс для разработчиков, c использованием которого позже были написаны несколько сотен игр: например, Crysis и Mass Effect. В 2011 году компания Autodesk приобрела Scaleform за 36 млн долларов. А год спустя партнеры вместе с 20-летним электронщиком Палмером Лаки посредством краудфандинга всего за месяц собрали 2,4 млн долларов на компактные очки виртуальной реальности Oculus VR (Virtual Reality). Фирма разрасталась с бешеной скоростью, а в марте 2014 года основатель соцсети Facebook Марк Цукерберг купил Oculus за… два миллиарда долларов.
Слева — Михаил Антонов, главный разработчик компании Oculus, а справа — исполнительный директор Брендан Айриб
Среди тех, кто поддерживал Oculus с самого первого дня, был и немец Маркус Кюне — фанат виртуальной реальности, ныне занимающийся продвижением этой технологии в компании Audi. И вот теперь я веду экспериментальный седан A4 в тех самых очках Oculus. Помните фильм «Запах женщины», в котором слепой герой Аль Пачино водил Ferrari? Я чувствую себя примерно так же: ощущения от управления машиной настоящие, а реальность вокруг мнимая. Ведь перед моими глазами не пустая асфальтовая площадка рядом с мюнхенским аэропортом, по которой мы едем на самом деле, а оживленная городская улица! Виртуальная среда, которую генерирует суперкомпьютер в багажнике. Вот я отвлекся на упавшего велосипедиста, в это время передо мной выскочил пешеход... Собью? Сбил бы виртуального бедолагу, если бы не сработал — по-настоящему, с экстренным автоторможением, — ассистент pre sense city.
Человек с планшетом в руках — Маркус Кюне, главный идеолог технологий виртуальной реальности в концерне Audi. А черные квадратики на стойках по углам комнаты — это световые передатчики из комплекта виртуальных очков HTC Vive для отслеживания движений пользователя
А все началось с 3D-фильма, который специалисты британской компании Visualise сняли для презентации нового Audi TT в лондонском Audi City в 2014 году. Любой желающий мог примерить на голову устройство Samsung Gear VR, созданное корейцами вместе с фирмой Oculus, и отправиться в виртуальную поездку на ТТ вместе с его дизайнером Юргеном Лоффлером за рулем. Причем, поворачивая голову, можно было рассмотреть любой уголок интерьера. Однако Gear VR — не совсем полноценные очки виртуальной реальности. Это лишь крепление для топовых смартфонов Samsung, внутри которого две линзы, а само изображение обеспечивает экран телефона через адаптированные приложения. Кстати, стоит Gear VR всего 9000 рублей.
И когда в конце 2014 года появились прототипы «настоящих» виртуальных очков Oculus, получивших имя Rift, в Audi тут же взяли их на вооружение. На прошлогоднем автосалоне в Детройте был представлен конфигуратор VR Experience с очками Rift и наушниками Bang & Olufsen. Его тестовую версию сразу же запустили в Бразилии, а сейчас пять комплексов VR Experience работают в Германии. Говорят, клиенты в восторге.
Виртуальный конфигуратор: изображение в очках такое же, как на экране, только в формате 3D, а движение головы отслеживает инфракрасный сенсор на столе
Я попробовал такой конфигуратор в мюнхенском шоу-руме Audi с очками Oculus за 600 долларов. Графика, созданная британцами из фирмы ZeroLight на движке Unity, просто потрясающая! Экстерьер машины состоит из пяти—семи миллионов полигонов, то есть мелких поверхностей, — это в пять раз больше, чем в любой компьютерной игре. Как натурально играет виртуальное солнце на кузовных поверхностях! Правда, разрешения 1200х1080 на каждый глаз все-таки маловато — поскольку экран расположен вплотную, зернистость все-таки заметна. Но наверняка Oculus скоро решит эту проблему.
Следующий шаг — позволить клиенту самостоятельно ходить вокруг автомобиля. Для этого в Audi используют комплекс с очками HTC Vive, который умеет захватывать движение человека с помощью специальных световых датчиков. Он в два раза дороже, чем Oculus Rift, хотя разрешение экранов такое же. В шоу-руме выделяется специальная площадка 5х5 м, человек надевает очки HTC — и разглядывает автомобиль с любого ракурса. От пробного погружения в такой конфигуратор я был в восторге! Ведь можно приблизиться к любой детали так близко, как захочешь, или внедриться «внутрь», словно в программе 3D-моделирования. А еще добавить звуковые эффекты: рычание мотора, хлопанье дверей — или симуляцию опционных аудиосистем.
Правда, такому комплексу нужен очень мощный компьютер, в котором одни только видеокарты потянут на 6000 долларов, а под ключ выходит около 15000. Тем не менее в ближайшие несколько лет подобные конфигураторы появятся в шоу-румах Audi City. А если заглянуть в будущее еще дальше, то нас ждет и технология motion capture — когда на руки надеваются датчики движения и можно нажимать кнопки в виртуальном интерьере.
Конечно, с виртуальной реальностью экспериментируют не только в Ингольштадте. В 2012 году дилерские центры Nissan в США установили мониторы с приставкой Microsoft Kinect, чтобы клиенты рассматривали грядущий Pathfinder. Аналог огромного экрана из Audi City имеет Jaguar, причем в том числе и в Москве. А крупнейшая американская онлайн-площадка по продаже подержанных автомобилей Vroom в партнерстве с компанией 900lbs of Creative воссоздали в виртуальной реальности шоу-рум с 15 автомобилями.
Сенсорный стол финской компании MultiTaction стоит около $35000 и поможет дилерам Audi демонстрировать преимущества матричных фар: перемещая машинку, можно видеть, как изменяется форма светового пучка, чтобы не ослеплять встречных
Понятно, что «оцифрованных» машин будет все больше, и это поможет сократить число живых моделей в шоу-румах — чем в ближайшее время намерен заняться и Cadillac. Но пока Audi на шаг впереди всех: водить автомобиль с «виртуальными» очками на голове еще не предлагает никто!
Конечно, пока система несовершенна. Графика в тестовых очках хромает, изображения в виртуальных зеркалах заднего вида нет... Однако следующее поколение такого тренажера появится уже в следующем году и наверняка будет лучше. И если в Audi обучают с его помощью только собственных сотрудников и менеджеров дилерских центров — чтобы те потом рассказывали клиентам об особенностях системы pre sense city, — то позже... Почему бы не учить на нем и владельцев Audi, настоящих и будущих?
И вот тогда получится полное погружение. Для всех.