Будущий лимузин президента будет похож на сталинский ЗИС, а его разработкой займется НАМИ
Теперь уже официально: премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) становится единственным исполнителем госзаказа на разработку и постановку на производство автомобилей для «перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране». Это проект Кортеж, о котором мы рассказывали еще прошлой осенью.
За прошедший год концепция проекта изменилась незначительно. В НАМИ за бюджетный счет должны с нуля разработать легковую платформу классической компоновки, на которой ограниченными сериями будут выпускаться машины двух семейств. Во-первых, это три автомобиля президентского кортежа — длиннобазный лимузин, внедорожник охраны и микроавтобус сопровождения (ценой около 20 млн рублей за каждый из автомобилей). А наряду с ними появятся более скромные представительский седан и внедорожник для свободной продажи (по цене 10—12 млн). Создание машин для двух более «доступных» ценовых сегментов («около 5 млн рублей» и «около 2,5 млн руб-лей») в первоочередные планы сейчас не входит — их появление поставлено в зависимость от успеха первых стадий проекта.
Машины президентского ранга, как и предполагалось, будут носить марку ЗИЛ, а для «коммерческих» моделей изначально планировалось использовать другие возрожденные отечественные автомобильные бренды — например, принадлежащие ГАЗу Чайка, Волга или Победа. Однако на сегодняшний день собственные планы ГАЗа (выпуск автомобилей на основе зарубежных платформ) существуют отдельно. А созданные в рамках Кортежа «коммерческие» модели будут продаваться под брендом… Marussia. Да-да, после провала собственного проекта фирма Николая Фоменко стала участником Кортежа!
Но отвечать за инжиниринг все же будет НАМИ под руководством Максима Нагайцева, который с 2005 по 2010 год был вице-президентом АвтоВАЗа. План Нагайцева — работать по образу и подобию того, как на ВАЗе под его руководством создавались не пошедшие в серию автомобили семейства Проект С. То есть кузов и силовые агрегаты — оригинальные, а второстепенные компоненты — от специализированных поставщиков. Двигатель и трансмиссия у лимузина, внедорожников, минивэна и седана будут общими. НАМИ в итоге рассчитывает получить максимально унифицированное семейство турбомоторов: бензиновых и дизельных. В приоритете — бензиновые агрегаты V8 и V12, после них — V-образные «шестерки», в том числе и на тяжелом топливе. После составления техзадания на двигатели НАМИ собирается привлечь к работе кого-то из тройки ведущих «мотористов» мира — имеются в виду инжиниринговые бюро AVL, Ricardo или FEV. Фирма бывшего толльяттинца Владимира Райхлина, который в Германии разработал уникальный авиационный дизель V12, теоретически тоже может поучаствовать в проекте.
В создании кузова и шасси могут принять участие Porsche и EDAG. Плюс специалисты из бывшей вазовской команды Проекта С, а также из фирмы Турботехника, выпускающей отечественные турбонагнетатели.
Но основную массу инженеров планируется собрать в штате самого НАМИ. За последние два года он пополнился на две сотни специалистов — и будет увеличиваться еще примерно на сотню ежегодно. Но пока багаж невелик — и те бюджетные 12 млрд рублей, которые НАМИ за четыре года получит по госконтракту, нужно будет направлять на самые элементарные вещи — реорганизацию самого института, закупку лицензий на программное обеспечение, обновление техники, оплату консультаций…
Идеологи проекта Кортеж уверяют, что бюджетные деньги и работа с ведущими зарубежными инженерами дадут мощный импульс росту компетенций отечественных специалистов. На заре автомобильной эры, действительно, именно казенные заказы заложили нынешний технологический фундамент многих компаний — вспомним историю фирм BMW, Daimler, Porsche и «народный автомобиль», из которого вырос концерн Volkswagen. Правда, в основном то были правительственные заказы для социальных или военных нужд. А в нашем случае — имиджевый заказ для «первых лиц государства», которые напрямую решают не только судьбу проекта, но и управляют им.
В конкурсе дизайнерских предложений для Кортежа победил оригинальный проект в современном духе. Но главный заказчик, президент Владимир Путин выбрал другой вариант, стилизованный под сталинский ЗИС-110, который генералиссимус использовал начиная с 1945 года. И не беда, что со сталинской эпохой есть и иные ассоциации, а внешность самого ЗИСа была во многом скопирована с американского седана Packard Super 8.
Впрочем, детали облика еще могут измениться — к доработке планируют привлечь ателье Pininfarina и Bertone. А вот автомобили под брендом Marussia будут выглядеть иначе — их образ дизайнеры из команды Фоменко определят исходя из рыночной конъюнктуры и собственных вкусов.
На первый год работы у НАМИ запланировано совершенствование дизайна и создание виртуальных моделей. К концу второго года могут появиться первые ходовые прототипы, к концу третьего должны быть готовы машины пилотных серий и производственные линии, которые, скорее всего, разместятся на мощностях реорганизованного ЗИЛа — в рамках предприятия МосавтоЗИЛ.
Таким образом, готовый Кортеж мы в лучшем случае увидим в 2017 году, то есть как раз перед очередной инаугурацией президента России. Может, лимузин лучше сразу назвать не ЗИЛ и не ЗИС, а ЗИП?