Зимнее лето в Хибинах. Экспедиция Volkswagen Driving Experience

Фото: компания Volkswagen | Константин Сорокин

Мерзко континентальный климат — это когда за четыре дня командировки успеваешь увидеть весну, лето, осень и зиму, причем не выходя из автомобиля. Чем не ускоренные климатические испытания? А если на дворе полярный день и солнце вообще не опускается за горизонт, то проходит проверку и организм — на устойчивость биоритмов. Именно в таких условиях на Кольском полуострове проходила очередная экспедиция Volkswagen Driving Experience: по летнему Заполярью мы ездили на кроссоверах Volkswagen Tiguan.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Горячие страницы холодной войны. Экспедиция Volkswagen Driving Experience

Интригу для этой поездки я задумал такую. Берем два автомобиля Volkswagen Tiguan в одинаковых комплектациях, с полным приводом и внедорожной системой 4Motion Active Control. Один дизельный двухлитровый (2.0 TDI — это единственный в России «самовоспламеняющийся» мотор для Тигуана), а второй бензиновый, с двигателем 1.4 TSI (EA211/CZDA). Обе машины оснащены преселективными коробками передач мокрого типа с той лишь разницей, что трансмиссия дизеля — семиступенчатая, а «робот» с бензиновым мотором имеет шесть передач. По энерговооруженности у этих Тигуанов полный паритет (оба двигателя развивают 150 л.с.), да и цена близкая: полноприводный Tiguan в версии 1.4 TSI стоит от 1,8 млн рублей, а дизельный дороже на 100—150 тысяч в зависимости от комплектации.

Маршрут, проложенный по Мурманской области, обещал длинные шоссейные перегоны и городской трафик, грунт, камни и песок, а с оглядкой на погоду еще и бонусное ненастье в виде снега и льда. Я не шучу! В июне, когда жители центральных регионов ковыряются на грядках и загорают у воды, обитатели Заполярья мокнут под снежно-дождевыми потоками, укрываются от пронизывающих ветров и зубоскалят на тему погоды «из ящика». Мол, смотришь прогноз по телику — «ясно», а выходишь на улицу — «понятно»… И, конечно, добавляют, что плохой погоды за полярным кругом не бывает, — бывает плохая одежда.

Освежив водительские впечатления (подробно о Тигуане нынешнего поколения мы рассказывали в АР №№5 и 15—16 за 2017 год), я согласился сам с собой: по размерам и формату это, пожалуй, оптимальный дальнобойный транспорт для экипажа из двух—трех человек. Багажник бы чуток побольше… Лайфхак путешественникам: если сдвинуть вперед широкую половинку заднего дивана и поставить спинку вертикально, «кладовка» Тигуана увеличится примерно на четверть.

Ходовые выкрутасы на Тигуане смотрятся эффектно, но в песке трансмиссии тяжеловато, а при максимальных ходах подвески передние стойки постукивают на отбой

Акустический комфорт в салоне значительно выше ожидаемого, причем дизельная машина по этому параметру мне показалась даже чуть тише бензиновой: на загородной трассе двухлитрового TDI не слышно вплоть до 3000 об/мин, — правда, при работе на малых оборотах (до 1500 об/мин) дизелек тарахтит сильнее бензинового собрата.

Жаловаться на разгонную динамику обоих автомобилей не поворачивается язык. Если ехать в ровном ритме, то бензиновый Tiguan с шестиступенчатым «роботом» выглядит очень шустрым. И непрожорливым: «загородный» аппетит составил 6,8 л/100 км. Но если бензиновая машина набирает скорость просто резво, то дизельный Tiguan шевелит своим дабл-клатчем с такой расторопностью, что создает ощущение линейного ускорения. Вне зависимости от того, насколько сильно продавливаешь акселератор, разгон получается очень плотным и динамичным.

Полярный день — это когда солнце вообще не заходит за горизонт

Разница в тяговом потенциале машин (крутящий момент дизеля на 90 Нм больше) становится заметной при обгонах и на затяжных подъемах. Выкручиваясь до предельных оборотов, турбомотор 1.4 TSI начинает вливать в себя двойные, а то и тройные дозы топлива и повышает аппетит до 9,8 л на сотню. Расход же дизельного Тигуана в меньшей степени зависит от режимов езды, и на круг он оказывается экономичнее (мой результат около 8,6 л/100 км). Ранние переходы на высшие передачи, которыми преселективные «роботы» досаждают в городе, при движении в спокойном туристическом режиме не раздражают вообще — ни на бензине, ни на дизеле. Тем более что отучить коробку от экологической угодливости можно переводом трансмиссии в спортивный режим. На разгоне передачи будут выкручиваться дольше, при замедлении — последовательно переключаться вниз, а стрелка тахометра получит гарантированную защиту от турбопровала.

По управляемости на ровных покрытиях и по «рулевым» настройкам я бы не постеснялся поставить Tiguan в один ряд с «приземленными» хэтчбеками. Обратная связь на баранке — что надо, чувствительность оптимальна, курсовая устойчивость на высоте. И даже при сильных порывах бокового ветра кроссовер не вынуждает нервно подруливать.

Казалось бы, детские препятствия! Но чтобы не покалечить пластик, лучше пустить перед автомобилем настоящего внедорожного ассистента

Хибины (высшая точка — 1200,6 м над уровнем моря) — это не самые высокие горы, в которые мне доводилось забираться на автомобиле, и, пожалуй, не самые красивые. Но благодаря горным разработкам и природным курьезам есть приметные пейзажи. Заброшенные штольни выглядят как первобытные пещеры, а солнце, которое в полярный день сутками висит над линией горизонта, подсвечивает рельеф так необычно, что даже пологие склоны становятся трехмерными.

По хибинским предгорьям и грунтовкам Ловозёрских тундр оба немецких кроссовера ехали одинаково тряско. Я пробовал разную тактику. Сперва скрупулезно объезжал ямы, потом разгружал колеса открениванием, наконец — лупил напролом, но это была не езда, а пытка. Нет, ничего фатального с подвеской Тигуана при езде по плохой дороге не происходит. Просто сильно снижается ездовой комфорт, передние стойки начинают стучать на отбой, реакции становятся размазанными, а вещи, лежавшие в карманах и на полочках, летают по салону.

Система 4Motion Active Control сконфигурирована правильно. Вот только пользовательский режим (крайнее положение шайбы) мне показался перегруженным по настройкам: можно запрограммировать даже особый режим работы климатической установки!

К бездорожью Volkswagen Tiguan нынешнего поколения подготовлен чуть лучше — главным образом благодаря толковой системе 4Motion Active Control, которая «виртуально» адаптирует трансмиссию к езде вне твердых дорог. Режимы Шоссе, Снег и Бездорожье включаются поворотом управляющей шайбы, причем для подстраховки предусмотрен предохранитель в виде кнопки — очень полезное решение. Силовой мобилизации ходовой части при этом не происходит, просто межосевая муфта увеличивает преднатяг (это снижает или полностью исключает взаимную пробуксовку осей при резком добавлении тяги на скользком покрытии), противобуксовочная система повышает «межколесную бдительность» — имитирует блокировку, коробка передач смещает акценты в сторону низших ступеней, а педаль газа становится более «растянутой», чтобы было удобнее дозировать тягу. В положении Custom можно создать персональную внедорожную программу — с индивидуальной расстановкой ездовых акцентов. Конфигурация системы 4Motion Active Control мне нравится уже потому, что она сделана по принципу «все включено»: при переходе во внедорожный режим автоматически включаются нужные ассистенты (Hill Descent Control, противобуксовочная система, электронные блокировки) и выключаются ненужные (шоссейные). Это избавляет от лишних манипуляций: «мобилизованный» Tiguan ползет вперед до тех пор, пока цепляется за покрытие.

Но при подъеме на северо-восточный склон горы Аллуайв шины Pirelli Scorpion Verde, увы, быстро выбрали запас сцепных свойств: мы уперлись в непроходимые снежники и были вынуждены прервать штурм перевала Геологов. Разницы во внедорожном поведении дизельной и бензиновой машин я не почувствовал: худо-бедно ползут и всем своим видом показывают, что их заставляют выступать в непривычных дисциплинах. Ну а в предельных режимах, на грани зацепа и геометрии, напоминают собаку породы корги: мимимишности хоть отбавляй, но лапы-то короткие! Подвеска рановато вывешивается, стойки постукивают на отбой, пластик цепляется за камни…

В общем, пора на асфальт.

Если не обращать внимания на климатические заморочки Кольского ­полуострова, то путешествие по Хибинам в полярный день — это driving experience и photo adventure в одном флаконе. Советую! Снимать можно круглые сутки — вдобавок при разнонаправленном свете. Так что окружающие пейзажи описывать не буду — смакуйте картинки.

А возвращаясь к ездовым впечатлениям, скажу, что бензиновый Volkswagen Tiguan с мотором 1.4 TSI (заводской индекс двигателя — EA211/СZDA) меня приятно удивил. Он действительно очень хорошо едет и отличается отменной для своего рабочего объема тягой. Открытым остается вопрос живучести силового агрегата. Да-да, я знаю, что по эксплуатационной статистике этот мотор прослыл одним из самых долговечных и выносливых «даунсайзинговых» агрегатов Volkswagen. Что опоры силового агрегата усилены, а у турбокомпрессора есть дополнительный контур охлаждения, избавляющий от необходимости устанавливать турботаймер. Но в приемлемый ресурс мотора при столь высоких удельных показателях (78,8 кВт/л) все равно верю с трудом. Так что я, пожалуй, за дизель.

Пугает ли «робот»? Поймал себя на мысли, что с недавнего времени вообще перестал бояться таких коробок — по крайней мере, в контексте дальнобойной и загородной эксплуатации. И если шестиступенчатый преселектив на бензиновой машине работает хорошо, то DSG7 на дизеле просто великолепен! К тому же ремонт этих коробок обходится существенно дешевле переборки гидромеханического «автомата» — это тоже успокаивает.

Рекомендованные статьи