Горячие страницы холодной войны. Экспедиция Volkswagen Driving Experience

Фото: Из архивов автора

Электронные уши, которыми воздушная разведка НАТО во времена холодной войны подслушивала наших военных, стараниями авиации ПВО СССР периодически становились красными…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Зимнее лето в Хибинах. Экспедиция Volkswagen Driving Experience

На языке нашего вероятного противника эта исследовательская программа называлась RADINT — Radar Intelligence, «радиолокационная разведка». Суть — регулярный облет приграничных районов СССР, чтобы определить реальные возможности советской ПВО, найти дыры в обороне и изучить технические параметры приграничных радиолокационных станций. Поначалу для этих целей американцы использовали дальнобойные транспортные самолеты, а позже стали задействовать стратегические бомбардировщики, имевшие несравнимо большие практический потолок и скорость. В бомбоотсеках этих самолетов устанавливалась специальная аппаратура и оборудовались рабочие места для операторов. Условия для воздушной радиоразведки в заполярных широтах были идеальными: с высоты 12—13 км самолет «слышал» все, что происходило в трехсоткилометровой зоне. А чтобы отхватить наиболее ценный для разведки улов, натовские летчики прибегали к тактике приграничного троллинга. Cовершив несколько проходов вдоль береговой линии, разведчик резко менял курс и, сохраняя высоту, вторгался в наше воздушное пространство. Стражи неба тут же объявляли тревогу, активировали спящие РЛС и поднимали в воздух дежурное звено перехватчиков. Шпион, в свою очередь, засекал время реакции, фиксировал рабочие частоты и «почерк» (сигнатуры) радаров боевого сопровождения целей и определял их дислокацию. После чего быстро сматывал удочки и уходил в сторону нейтральных вод.

Если верить заокеанским источникам, то тактика таких «уколов» раскрыла самую страшную тайну советской обороны — уязвимость со стороны Арктики на всем протяжении от Архангельска до Восточной Сибири, где в пятидесятых годах прошлого века не было сплошного радиолокационного заслона. И она же спровоцировала несколько неприятных эпизодов, связанных с применением оружия.

Первая огневая стычка между недавними союзниками произошла в октябре 1949 года, когда наши истребители Ла-7 обстреляли американский RB-29 (разведывательная версия бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress), нарушивший нашу границу у Кольского полуострова. Через полгода в районе города Лиепая был перехвачен самолет PB4Y-2 Privateer. Его экипаж проигнорировал сигналы советских истребителей, открыл по ним стрельбу и был сбит ответным огнем над Балтикой. Чтобы раздобыть доказательства шпионской миссии (по американской версии, самолет совершал перегоночный рейс из Висбадена в Копенгаген, а заблудился из-за навигационной ошибки), тральщики ВМФ СССР целый месяц утюжили дно между островами Готланд и Борнхольм, но так и не смогли обнаружить обломки. В конце девяностых была предпринята еще одна попытка найти сбитый Privateer, но и она оказалась безуспешной.

Boeing B-47 Stratojet — американский реактивный бомбардировщик, разработанный в середине 1940-х годов. Самолеты-разведчики, построенные на его базе, назывались RB-47B/E/H. За время холодной войны авиация ПВО СССР уничтожила пять таких Боингов

В мае 1954 года над Кольским полуостровом произошел еще один бой: истребители МиГ-17 и самолет радиоразведки RB-47 обменялись очередями из авиапушек, после чего «американец» ушел в воздушное пространство Финляндии. Дополнительную нервозность нагнетало то, что в середине пятидесятых годов американские бомбардировщики (разведчик RB-47 — это одна из модификаций самолета Boeing B-47) частенько таскали на себе ядерные боеприпасы и несколько раз сбрасывали их в аварийном режиме.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи