У-ла-ла in LA: автосалон в Лос-Анджелесе два года спустя. Репортаж Леонида Голованова
По обоим залам автосалона AutoMobility в Лос-Анджелесе я бродил в недоумении: если все это реальность, то где эти прекрасные электромобили, почему их до сих пор нет на дорогах? Почему даже серьезные игроки рынка задерживают дебюты — и где гарантии того, что яркие стартапы не окажутся пустышками?
– Don’t be so rude to me!
Кого просит не быть грубым с ней эта толстая нег… то есть афроамериканка альтернативного телосложения, зачем она орет с асфальта в небо над даунтауном? За десять минут неспешной ходьбы от отеля до выставочного центра Convention хочешь не хочешь, а встретишь не меньше дюжины фриков и до отвращения надышишься характерным сладковатым дымком, запрещенным в Российской Федерации. А за такую рекламу фирмы Nike — огромное светящееся панно во весь дом «I’m gay 24/7, that’s how I show my pride year round» — у нас точно упекут за пропаганду нетрадиционных.
Года три я не был в Калифорнии, и изменения что-то не радуют. Палатки бомжей за это время подобрались уже к самому центру Города ангелов, мусор вездесущ, цены выросли, качество упало: за такой завтрак с картошкой и бурдой вместо капучино я не дал бы и десятки, не говоря уж про 60 долларов. «Но нерадостны лица простых калифорнийцев», как написал бы матерый советский журналист-международник.
Зато в Конвеншн-центре — улыбки: ура, шоу маст гоу он! Пусть и не такое, как в старые добрые времена.
Нынешний AutoMobility LA масштабами напоминает закатный Токийский автосалон несколько лет назад или московский в его лучшие времена. Главные отечественные игроки, премиум и всяческие проныры-новички с китайцами.
Правда, сейчас в Лос-Анджелесе за иностранный премиум отдуваются только трое: Land Rover, Lexus и Porsche. У англичан новый Range, который поражает дизайном и оснащением: двери с сервоприводами что твой Rolls-Royce! У японцев новый LX, который на фоне американских траков выглядит скромно, компактно и старомодно. А у немцев свой отдельный павильон — и две премьеры на уровне новых версий. Шоу-стоппер — Cayman GT4 RS: облегченная дорожно-трековая версия с атмосферником 4.0 от 911 GT3 RS, «роботом» PDK, жесткими шаэсами в подвеске вместо сайлент-блоков и агрессивным обвесом. Максималка аж 315 км/ч, а на Нордшляйфе GT4 RS без малого выехал из семи минут!
— Почему у него так много декора? Ну это же последняя версия, мы хотели обставить прощание соответствующим образом…
Франк Валлизер, глава отделения спорткаров Porsche, затрудняется предсказать лишь судьбу иконы — даже топ-менеджмент пока не мыслит 911 без оппозитника в заднем свесе. А вот с остальными моделями все ясно. Не зря Mission R, концептуальный провозвестник будущих компактных электроспорткаров Porsche, встречал посетителей у входа — под лозунгом «Fast Forward Future». Симптоматичным, кстати. Ускоренная перемотка вперед — это же термин, знакомый нам, старперам-бумерам, это мы крутили магнитофонные кассеты на карандашах, чтобы сэкономить заряд в батарейках и продлить музыку у костра. А теперь мое поколение инженеров старой формации рулит в электробудущее, чтобы не опоздать к раздаче.
Ведь Tesla по-прежнему впереди. И неспроста Taycan GTS, еще одна новинка Porsche в LA, может похвастать чернеными колесами и перенастроенным шасси, но не мощностью — менее 600 л.с. О том, как едет первый в истории электрический Porsche GTS, я расскажу отдельно. Но даже Taycan Turbo S развивает «лишь 761» силу, а Tesla Model S уже поставила рекорд на Северной петле.
Безнаказанно?
— Нордшляйфе — это наш дом, — качает головой Валлизер. — И когда кто-то посторонний врывается в него… Мы примем вызов, будьте уверены.
Tesla, кстати, традиционно в выставках не участвует. А вот другие электростартапы — еще как.
— Наш кроссовер будет стоить вам всего 379 долларов в месяц, причем вы сможете вернуть его в любое время: не через три года, а хоть через месяц! А через 12 лет все машины будут утилизированы, причем полностью, включая аккумуляторы.