АвтоВАЗ тормозит убытки: десять фактов о здоровье Лады

АвтоВАЗ тормозит убытки: десять фактов о здоровье Лады
Новости | 16 февраля 2018

Отчет о финансовых результатах 2017 года проливает свет на текущее состояние дел АвтоВАЗа. Повод для оптимизма есть: компания сокращает убытки и движется с опережением плана, по которому должно проходить оздоровление. Но в отчете хватает и тревожных моментов. Впрочем, обо всем по порядку.

1. Убыток сократился в 4,6 раза

АвтоВАЗ все еще работает в минус. Но «минус» этот все меньше: вместо 44,8 млрд рублей в 2016-м результатом прошлого года стали 9,66 млрд убытка по международному стандарту финансовой отчетности. На руку сыграли рост российского рынка, укрепление рубля, подорожание автомобилей, появление у Лады все более и более дорогих версий, а также другие факторы. Однако стратегическая цель вернуться к безубыточности в ближайшие пару лет вряд ли окажется достижимой — возвращение к положительным результатам президент АвтоВАЗа Николя Мор осторожно прогнозирует только на 2020 год. К тому же в аудиторском заключении фирмы Ernst & Young по-прежнему фигурирует фраза о том, что финансовая отчетность АвтоВАЗа указывает на наличие существенной неопределенности, которая может вызывать сомнения в способности компании непрерывно продолжать свою деятельность, так как на 31 декабря 2017 года краткосрочные обязательства фирмы превышали активы на 62,3 млрд рублей. АвтоВАЗ все так же нуждается в докапитализации.

2. Операционно — безубыточно

Зато результаты работы на операционном уровне вселяют оптимизм: положительный результат достигнут уже в 2017 году вместо 2018-го, как предполагалось программой оздоровления. АвтоВАЗ отчитался об операционной марже размером 1,6 млрд рублей (в 2016 году было «минус» 16,2 млрд). Помог прежде всего рост выручки (на 40,7 млрд рублей, то есть +22%), включая и выручку от экспорта, и результаты работы бизнеса по продаже запчастей и послепродажного обслуживания.

3. Рекордная доля и колоссальный недогруз

По собственному отчету АвтоВАЗ за прошлый год продал в России 320222 легковых и легких коммерческих автомобиля Лада (данные АЕБ говорят про 311588 машин) и таким образом завоевал самую крупную для себя за последние шесть лет долю рынка — 19,5% (или 20,5% среди легковых). Гранта, Веста, XRAY и Ларгус входят в топ-10 бестселлеров России. Универсалы Веста SW и SW Cross за осень и зиму 2017 года разошлись тиражом 5518 машин, причем Кроссы составили большинство. К показателю продаж в России нужно прибавить те автомобили и машинокомплекты, которые были отправлены на экспорт (24955 штук), а также комплекты для Шеви-Нивы и машин ВИС. Плюс еще 107375 автомобилей АвтоВАЗ продал альянсу Renault-Nissan (это собранные в Тольятти Альмеры, Логаны и Sandero). Всего — 485461 машина, то есть на 15,7% больше, чем год назад. Однако, судя по объемам производства, загрузка мощностей составляет меньше 40%.

4. Экспорт: медленный разгон

В 2017 году АвтоВАЗ увеличил продажи на зарубежных рынках на 28%, начал поставки в Литву, Иорданию, на Кубу и даже в Китай (туда ушли «классические» Нивы), а в целом Лада представлена в 30 странах. Но общий объем остается небольшим (24 тысячи машин), самая популярная модель по-прежнему Лада 4х4, а экспансию на самые крупные рынки в Западной Европе сдерживают нормы по выбросам углекислого газа. Поэтому основная часть экспорта в 2017 году ушла в СНГ (15,5 тысячи, рост на 91%), а в Европе (в основном в Германии, Венгрии и Словакии) зарегистрировано 5906 автомобилей Лада. Как выразился Николя Мор, «не ждите, что мы будем сфокусированы на Европе в ближайшее время, но после 2023 года у нас появятся глобальные модели, отвечающие строгим эконормам».

5. Курс — на глобальные платформы

«Глобальные модели» после 2023 года — это часть стратегического плана, который предусматривает пять новых моделей Лады в 2020—2022 годах и еще пять в 2023—2026 годах, плюс семь фейслифтов в общей сложности. Однако со слов президента Николя Мора становилось понятно, что новые силовые агрегаты, отвечающие европейским нормам, и столь желанная возможность выхода на глобальный рынок ради увеличения экспорта — это будущие результаты перехода на двигатели и платформы альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, который ждет Ладу максимум через пять лет. Впрочем, АвтоВАЗ одной из своих целей на 2018—2021 годы все же заявляет наращивание собственных инженерных ресурсов. Хотя по результатам 2017 года изменений в расходах на инжиниринг пока не произошло: как и в 2016-м, они составили 1,5 млрд рублей. Кстати, любопытные данные из отчета: балансовая стоимость проекта Веста на конец 2017 года была 767 млн рублей, Веста SW и SW Cross — 735 млн, а XRAY — 1,7 млрд, что косвенно говорит о чрезмерно высокой себестоимости Лады на платформе B0.

6. Шеви-Нива 2 — минус четыре миллиарда

Один из самых интересных разделов вазовского отчета — результаты работы СП GM-АвтоВАЗ. В 2017 году из-за «неопределенности в отношении финансирования проекта New Chevrolet Niva» было решено обесценить активы СП на 4,25 млрд рублей. В результате GM-АвтоВАЗ расписался в убытках на 3,12 млрд, из которых половина легла на плечи АвтоВАЗа, увеличив его чистый минус.

7. Долги — больше 80 миллиардов

Впрочем, основная причина убытков АвтоВАЗа —  обслуживание долгов. В 2017 году компания потратила 7,3 млрд рублей на выплату процентов и еще 12,6 млрд направила на погашение части кредитов. Но все равно сумма краткосрочных обязательств составляет почти 120 миллиардов, а долгосрочные обязательства перед Ростехом и Внешэкономбанком тянут на 84,4 млрд рублей. Поэтому сейчас АвтоВАЗ ведет переговоры с акционерами и банками о рефинансировании кредитного портфеля и о новых займах от акционеров. Более того, в конце января 2018 года правительство России изменило порядок финансирования АвтоВАЗа со стороны Ростеха, исключив из документов упоминание о пропорциональном участии госкорпорации в капитале, что по идее открывает возможность для увеличения доли альянса за счет новых взносов.

8. Субсидии растут

Еще один важный нюанс: за 2017 год АвтоВАЗ получил из бюджета России субсидий на 20,4 млрд рублей. Это на 2,2 млрд больше, чем в 2016-м. Грубо говоря, государство компенсировало автопроизводителю 64 тысячи рублей за каждый проданный в России автомобиль Лада. А всего за последние три года из бюджета АвтоВАЗу было направлено 53 млрд рублей.

9. Прогноз на 2018 год: новая Гранта — №1?

В нынешнем году АвтоВАЗ ожидает, что продажи будут расти не медленнее, чем весь российский рынок, — примерно на 10%. Дополнительный импульс могут дать новые модели, которые Лада представит летом, — это седан Веста Кросс и хэтчбек XRAY Cross. Но главная новинка — обновленная Гранта, в семейство которой теперь интегрируют перелицованную Калину (и хэтчбек, и универсал), что позволит АвтоВАЗу считать продажи этих технически одинаковых моделей вместе. А значит, теоретически обновленная Гранта должна занять первую строчку в российском рейтинге продаж, ведь сейчас Гранта — номер два с небольшим отставанием от Kia Rio, а у Калины — только двадцать третья строчка.

10. Новый президент

А еще у АвтоВАЗа, скорее всего, будет новый президент. В конце прошлого года Николя Мор был назначен вице-президентом компании Renault в регионе Евразия, что означает серьезное повышение, но пока Мор совмещает новую должность с постом номер один на АвтоВАЗе и кокетливо отшучивается на вопросы об уходе и поисках преемника. Однако глава Ростеха Сергей Чемезов в начале февраля сообщил, что решение о смене президента уже принято и сейчас Renault занимается выбором кандидатуры, которую необходимо согласовать с российской госкорпорацией.

Президент АвтоВАЗа Николя Мор

Рекомендованные статьи