Поддельный техосмотр: водителю — штраф с камеры, продавцу — тюрьма?

Поддельный техосмотр: водителю — штраф с камеры, продавцу — тюрьма?
Новости | 25 августа 2017
Фото: Роман Тарасенко

Министерство экономического развития разработало несколько законопроектов, которые ужесточают ответственность за езду на автомобиле без техосмотра и за ложные данные о техническом осмотре автомобилей. Новшества входят в уже существующий пакет предложений, который осенью будет рассмотрен в парламенте как «реформа техосмотра», однако сейчас впервые предложено ввести уголовную ответственность за нарушения в этой сфере.

Правда, наказывать по Уголовному кодексу предполагается не автовладельцев, а операторов ТО, которые вносят в базу данных недостоверные сведения, а попросту говоря — продают диагностические карты без реальной технической инспекции или вообще не имеют аккредитации для того, чтобы проводить ТО.

Однако и для водителей Минэкономразвития предлагает новые санкции — штраф 800 рублей за управление автомобилем, данные о котором не содержатся в базе ЕАИСТО (Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра). Причем предполагается, что штрафы за это будут приходить в автоматическом режиме — с дорожных камер, которые для этого должны пробивать по ЕАИСТО все попадающие в объектив машины.

Новые административные штрафы предлагаются и для тех, кто недобросовестно оформляет техосмотр, но параллельно Минэкономразвития подготовило и второй законопроект, где речь уже идет об уголовной ответственности за подложный техосмотр.

Суть нововведений сводится к тому, что Уголовный кодекс РФ предлагают дополнить статьей 264.2, которая грозит «уполномоченным лицам оператора» ЕАИСТО за умышленное внесение в систему заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в базе данных. Наказание — штраф (до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы за шесть месяцев), либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительные работы на срок ‎до четырех лет.

То есть лишение свободы для махинатора-одиночки все-таки не предусмотрено, но судимость, что называется, обеспечена. Однако, во-первых, УК РФ обещает заключение для тех, кто уклоняется от принудительных работ. А во-вторых, законопроект предусматривает более суровое наказание в том случае, если подложный техосмотр был оформлен группой лиц по сговору: штраф до 500 тысяч рублей, запрет на работу (от шести месяцев до трех лет) или принудительные работы (до пяти лет). И наконец, реальное тюремное заключение — на срок до четырех лет — будет грозить, если окажется, что в конечном итоге такой подлог повлек за собой «тяжкие последствия». Правда, границы таких последствий не очерчены и могут подразумевать и крупный ущерб, и вред жизни и здоровью.

Отдельно прописана ответственность тех, кто проводит ТО и выдает диагностические карты, не имея аккредитации. Для этого предлагается внести в УК статью 284.2, которая должна наказывать лжеоператоров ТО за ущерб гражданам, организациям или государству. По этой статье предусмотрен широкий ряд санкций — от штрафа (максимум 300 тысяч рублей) до тюремного заключения на пять лет.

Сейчас законопроект Минэкономразвития обсуждается и находится на второй стадии, когда кроме публичных обсуждений проводится и антикоррупционная экспертиза — она продлится до 12 сентября. При этом в случае одобрения и принятия вступить в силу он должен не сразу, а только через 360 дней после публикаций.

Сторонники нововведения считают, что ужесточение ответственности должно в итоге сократить количество ДТП с участием транспорта в ненадлежащем техническом состоянии. По статистике ГИБДД, на дорогах России с января по июль этого года, произошло 3204 дорожных происшествия, причиной которых была признана неисправность транспортного средства. Это 4% от общего количества ДТП. В результате погибло 445 человек (5% от всех погибших на дорогах).

Статистика ГИБДД (январь—июль 2017 года): дорожно-транспортные происшествия, случившиеся из-за неисправных транспортных средств

 

Однако у проекта есть и противники, в частности Российский союз автостраховщиков. Его пресс-служба сообщила Авторевю, что РСА не поддерживает идею уголовного наказания и полагает, что для этой проблемы достаточно мер административного характера. «Внесение в единую базу ложных данных не должно находиться в плоскости уголовного законодательства, потому что не несет жестких социальных последствий. Банк России и Минфин России при обсуждении этих поправок также поддерживали нашу позицию», — сообщил представитель союза.

Напомним, что РСА при этом поддерживает пакет «реформы техосмотра», который подразумевает модернизацию ЕАИСТО, передачу самому союзу контроля над ней (сейчас база находится под управлением МВД), а также функций ведения реестра экспертов ТО. Но главные новшества в этом «пакете» — электронная диагностическая карта, а также введение фото- и видеофиксации самого процесса осмотра. Соответствующие законопроекты должны быть внесены в Госдуму этой осенью.

Рекомендованные статьи