Президентом АвтоВАЗа назначен француз Николя Мор
На состоявшемся сегодня заседании совета директоров АвтоВАЗа выбрали нового президента предприятия. Им стал Николя Мор, ныне возглавляющий румынскую компанию Dacia, входящую в состав альянса Renault-Nissan.
Мор начинал карьеру в консалтинговом агентстве Boston Consulting Group, потом работал на производителей комплектующих Valeo и Faurecia. В 2000 году он перешел в Renault и стал директором по закупкам комплектующих, а спустя шесть лет переехал в Румынию. Последние два года Мор занимает посты управляющего директора Renault в этой стране и руководителя марки Dacia. В должность президента АвтоВАЗа 55-летний Николя Мор вступит 4 апреля. До этого дня Бу Андерссон будет передавать дела своему преемнику.
Напомним, что официально об отставке Бу Андерссона было объявлено 7 марта, хотя тучи над ним сгущались уже давно. Основной причиной увольнения стали колоссальные убытки, которые, по словам главы корпорации Ростех Сергея Чемезова, стали результатом высокой доли импортных компонентов в составе комплектующих для автомобилей Лада. «Пытаясь обеспечить высокое качество продукции, Бу Андерссон отказался от многих российских комплектаторов. Он пошел по очень простому пути, закупая продукцию за рубежом у поставщиков Renault-Nissan. В связи с падением курса рубля наши расходы значительно увеличились. 75 млрд рублей убытков было сгенерировано под руководством Бу Андерссона», — сказал Чемезов.
Швед Андерссон возглавил АвтоВАЗ в конце 2013 года, до этого он занимал пост президента группы ГАЗ, но на Волжском автозаводе стал первым в истории иностранным руководителем. На тот момент курс рубля и спрос на автомобили в России не давали поводов ожидать катастрофического спада, и перед Андерссоном была поставлена задача вернуть Ладе к концу 2016 года до 20% на российском рынке. Формально эта цель почти достигнута, так как за прошлый год доля АвтоВАЗа на отечественном рынке даже выросла с 16,4 до 17,9%, однако акционеры оказались не подготовлены к финансовым и социальным издержкам, сопровождающим этот процесс.
Что для АвтоВАЗа означает назначение Мора, «человека из Renault»? Карлос Гон уже заявил, что завод продолжит следовать выбранной стратегии, однако глава Ростеха Сергей Чемезов сразу же обозначил и новые задачи для руководства АвтоВАЗа: помимо создания конкурентоспособных автомобилей и увеличения доли рынка, Мор обязан будет также «обеспечить эффективный процесс загрузки российских производств компонентной базы». То есть АвтоВАЗ как минимум ждет потепление в отношениях с российскими поставщиками и, видимо, реорганизация загрузки собственных мощностей.
Однако есть и пессимистичный сценарий: развитие собственного инжиниринга и автомобилей на платформе Весты может сойти на нет в пользу прямого заимствования технологий альянса Renault-Nissan.
Кресло Мора в Румынии займет Ив Каракатзанис, который до этого занимался в альянсе закупками и логистикой поставок комплектующих в евразийском регионе.