Стратегия российского автопрома: ставка на экспорт

Председатель экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники при комитете Госдумы по промышленности Альфия Когогина сообщила, что новая стратегия развития отечественного автопрома будет представлена правительству этой осенью. Разработать документ еще в январе Минпромторгу поручил президент Владимир Путин. Новая стратегия предусматривает развитие отрасли до 2025 года, а ее основным посылом станет увеличение объемов экспорта российских автомобилей.

По словам Когогиной, к указанному сроку за рубеж должны уходить 25% выпускаемых в России автомобилей. Для достижения этой цели будут подключены Министерство иностранных дел и Минэкономразвития, планируется снижение таможенных и тарифных барьеров, при этом господдержка будет направлена главным образом на исконно отечественных производителей (АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КАМАЗ и т.д.).

Предыдущая стратегия развития автопрома, представленная в 2013 году, также предусматривает увеличение экспорта, но гораздо менее интенсивными темпами. Для легковых автомобилей доля поставок за рубеж к 2020 году должна составить 8%, а для грузовиков — 17%. Однако из-за экономического кризиса стратегию пришлось переделывать. Например, согласно тому документу, объем производства легковушек в России к 2020 году должен достичь 3,14 млн экземпляров. Но если в 2012 году, когда разрабатывалась стратегия, было выпущено 1,97 млн машин, то в 2015-м — только 1,22 млн.

Впрочем, производители уже сами начали активно искать внешние рынки для сбыта автомобилей. Все больше компаний экспортируют собранные в России машины в страны Евразийского экономического союза, куда, помимо Белоруссии и Казахстана, также входят Армения и Киргизия. Вне союза больше всего автомобилей отправляются в Азербайджан, а украинский рынок потерял былую значимость (кроме Лад и УАЗов туда сейчас поставляют только калужские седаны Volkswagen Polo), зато российские машины экспортируют в Латвию и Узбекистан. Однако, по данным Федеральной таможенной службы, экспорт наших легковушек в страны СНГ в прошлом году упал на 30% до 86 тысяч автомобилей.

Зато в кризис началось освоение «дальних рубежей»: Hyundai Solaris отправляют в Египет и Ливан, Renault — во Вьетнам, совсем недавно в Ливане стали продавать Лады, на очереди — Сирия и Израиль. Некоторые компании рассмат­ривают возможность поставок машин российской сборки на Ближний Восток и даже в Южную Америку! По итогам прошлого года экспорт легковых автомобилей в страны дальнего зарубежья вырос в 2,5 раза до 11,3 тысячи экземпляров. Общая доля поставок на внешние рынки — те самые 8%, что были предусмотрены прежней стратегией к 2020 году. Но теперь производителям придется сильно напрячься для выполнения перспективных обязательств.

Рекомендованные статьи