В России появится рейтинг безопасности автомобилей RuNCAP

До сих пор независимыми краш-тестами автомобилей в России занимались только мы в Авторевю. За 17 лет в нашем собственном рейтинге ARCAP (Autoreview Car Assessment Program) набралось более сорока автомобилей, а совсем недавно мы провели испытания кроссовера Hyundai Creta питерской сборки. Удивительно, но за все эти годы в стране так и не появилась независимая от автопроизводителей специализированная организация, которая бы взяла на себя бремя проведения таких испытаний. Но теперь, похоже, лед тронулся. Как сообщает газета Известия, Росстандарт разрабатывает национальную методику проведения краш-тестов автомобилей, которая будет называться RuNCAP.

В ближайшее время организуют технический комитет по стандартизации, который и займется разработкой необходимых стандартов и требований. По оценкам Росстандарта, на создание комплексной методики RuNCAP потребуется три–пять лет. Уже известно, что она будет включать фронтальный и боковой краш-тесты, а также испытания систем активной безопасности (ESP, адаптивный круиз-контроль, система автоматического торможения). Любопытнее другое: для некоторых испытаний из соображений экономии может быть использовано компьютерное моделирование!

Основным партнером в реализации проекта Росстандарт видит НАМИ, который имеет собственную испытательную лабораторию на Дмитровском полигоне. Именно там проводятся сертификационные краш-тесты при выводе новых моделей на рынок, да и мы в Авторевю проводим часть собственных ударных испытаний в лаборатории НАМИ. При этом пока не ясно, кто возьмет на себя все затраты, ведь такие испытания стоят немалых денег, да и машины для них нужно покупать.

Независимые организации, занимающиеся краш-тестами автомобилей, есть во многих регионах мира. В Европе это Euro NCAP, в США — IIHS и NHTSA, также есть свои программы в Японии, Южной Корее, Китае, Австралии и даже Латинской Америке. Их вклад в безопасность сложно переоценить. Например, первые несколько лет результаты краш-тестов Euro NCAP были ужасающими, а теперь максимальные пять звезд для массовых малолитражек считаются нормой. История повторилась с новой методикой Страхового института IIHS, которая включает фронтальный удар о несминаемый барьер с 25% перекрытия: в первой серии таких краш-тестов провалились даже автомобили именитых марок. Зато теперь новые машины проектируют с расчетом на подобные удары.

Chery Amulet, краш-тест Авторевю

В России действующие ныне стандарты безопасности куда либеральнее. Сертификационные испытания включают фронтальный краш-тест по правилу ЕЭК ООН №94 (удар с перекрытием 40% на 56 км/ч) и боковой краш-тест по правилу №95 (наезд тележкой массой 950 кг со скоростью 50 км/ч). Причем эти требования распространяются не на все машины: например, УАЗ Патриот и его родственники под них не подпадают. Однако, как нам признались специалисты УАЗа, в немалой степени к серьезной работе над пассивной безопасностью Патриота их подтолкнули именно краш-тесты Авторевю и вызванный ими резонанс. Так что появление национальной программы испытаний RuNCAP — бесспорное благо для рынка и безопасности на дорогах.

Рекомендованные статьи