Аншлаг в Гизель-Дере: туапсинские энтузиасты возродили самую известную горную гонку в России

Фото: Андрей Клещев | Виктория Котляр

Гизель-Дере. Название этого маленького поселка близ Туапсе хорошо знакомо фанатам автоспорта со стажем. С начала 90-х на классном асфальтовом серпантине, что взвивается от берега Черного моря к шоссе Джубга – Сочи, проходили и гремевшие на всю страну горные гонки, и спецучастки ралли Жемчужина Черноморья. С 1996 по 2004 год «подъемы на холм» в Гизель-Дере даже имели статус Кубка России – а их победителями становились такие известные спортсмены, как вазовский раллист Александр Никоненко, уральский картингист Валерий Стахеев и московский кроссмен Александр Желудов. Последний, к слову, выиграл горную гонку в 1999-м на полноприводной багги, «обутой» в слики! А рекорд 4,5-километровой трассы, установленный в 2000-м тольяттинцем Виктором Школьным на двухлитровом «кит-каре» ВАЗ-21107, не побит до сих пор.

1999 год. Александр Желудов и его полноприводная 1600-кубовая багги

Правда, последняя горная гонка «старого образца» в Гизель-Дере датирована 2011 годом – с той поры из-за плохого состояния дорожного покрытия здесь не проводили даже этапы бурно развивающегося чемпионата Краснодарского края. И только в этом сезоне туапсинским энтузиастам автоспорта удалось возродить культовые соревнования – пусть и на укороченной до трех километров трассе.

Тренировки проходили «по-мокрому», однако к зачетным заездам дорога успела подсохнуть. На фото – будущий победитель гонки в зачете Ст-4 Александр Титков

«Второе пришествие» Гизель-Дере, состоявшееся 16 апреля, собрало аншлаг – как среди спортсменов (полсотни участников на старте!), так и среди зрителей, облепивших все самые интересные повороты на трассе. Кстати, многие из виражей в Туапсе имеют собственные названия. Например, здесь есть поворот имени орловского спортсмена-многостаночника Владимира Череваня, где тот «упал» с трассы вниз на 70 метров! Или вираж «Целься» – в нем уже упомянутый Желудов отправил в пропасть бетонный блок с одноименной надписью. Не обошлось без гоночных эксцессов и в этот раз – из-за вылетов с трассы гонку не закончили быстрый ростовчанин Денис Царицинский на мощной Subaru и Александр Жарков из Майкопа на «восьмерке». Но, к счастью, третий этап открытого чемпионата Краснодарского края (ОЧКК) все же обошелся без серьезных происшествий.

Евгений Пустовой вывел на старт уникальный автомобиль – полноприводный ВАЗ-21106 с опелевским двигателем и трансмиссией, «рожденный» когда-то в Санкт-Петербурге. Результат новороссийца – последнее место в классе Ст-4

В отличие от первых двух гравийных гонок сезона, в Лермонтово  и Туапсинском карьере, «подъем на холм» в Гизель-дере собрал под свои знамена немало завсегдатаев асфальтовых спринтов и любительских соревнований типа Time Attack. Неудивительно, что победители сменились почти во всех классах машин. Ну а лидер горной серии в абсолютном зачете, Владимир Перевозный из Новороссийска, сумел дотянуться на своем Evo VIII только до пятой строчки – его опередили сразу четверо асфальтовых «спецов» на мощнейших Mitsubishi и Subaru. Быстрейшим из них ожидаемо оказался Дмитрий Нихаев на 400-сильном Лансере восьмой эволюции – краснодарцу, уже давно участвующему в «подъемах на холм», хватило всего двух попыток, чтобы доказать свое превосходство над конкурентами.

Для Андрея Самотея эта гонка стала последней проверкой техники перед выездом на раллийный турнир Lada Classic Cup, который пройдет 6-7 мая в Латвии

Не потребовался третий выезд на трассу (в горных гонках в зачет пилотам идет сумма двух лучших результатов) и Аскеру Хоконову в самом массовом 1600-кубовом зачете Н-2. Пилот ВАЗ-2112 из села Георгиевское Туапсинского района досрочно завоевал очередное «золото», оставив позади 13 соперников. Компанию лидеру турнира на подиуме составили два сочинца – Евгений Романов на рестайлинговой Ладе Калине и Александр Сапрыгин на праворульной «японке» Toyota Corolla. А еще очень жаль, что в полную силу не смог выступить быстрый Андрей Самотей из Анапы, на Жигулях которого «продуло» прокладку головки блока двигателя. Но даже с ездой не на всех цилиндрах спортсмен из Анапы уступил бронзовому призеру в Н-2 меньше двух секунд!

Не так давно Александр Сапрыгин выигрывал горные гонки в «серийном» классе Ст-1. Теперь сочинец установил в свою Короллу каркас безопасности – и уже в дебютном старте заработал «бронзу» в зачете Н-2!

Реинкарнация горной гонки Гизель-Дере совпала с возвращением в строй одного из быстрейших раллистов Краснодарского края Дениса Семенченко, не выступавшего в серьезных соревнованиях с далекого 2007 года. В Туапсе он вывел на трассу новенький Renault Clio – один из тех, что теперь работают на трассе Сочи Автодром в качестве гоночного такси. Как оказалось, за минувшие годы Семенченко не растерял своей прыти: сочинец финишировал шестым в «абсолюте», став лучшим из обладателей моноприводной техники. Ну а попутно Денис выиграл в двухлитровом зачете Н-3, оставив позади Хонды Владимира Хайдарова из Геленджика и Николая Копырина из Краснодара.

Денис Семенченко: полный вперед!

В «младшем» классе Н-1 стартовало лишь трое участников. Но это не помешало пилотам 1400-кубовых переднеприводных машин потерпеть очередное поражение от владельцев отечественной «классики». В Гизель-Дере обидчиком туапсинца Вячеслава Савченко (ВАЗ-2112) и краснодарца Артема Лапы (ВАЗ-2108) выступил сочинский «волгарь» Ашот Калайджян, буквально вырвавший победу у хозяина трассы в третьей зачетной попытке.

Эта Волга победила в классе Н-1 во второй раз подряд. Только в Туапсинском карьере ее пилотировал москвич Андрей Полетаев, а в Гизель-Дере – Ашот Калайджян

Зачеты для серийных машин, не оборудованных каркасом безопасности, ожидаемо оказались куда более наполненными, чем на предыдущих гравийных этапах. В Туапсе собрался даже самый мощный и «редкий» моноприводный класс Ст-3! Викторию в нем отпраздновал Денис Маштабей из Геленджика на купе Honda Integra с правым рулем. В остальных зачетах преимущество победителей над призерами тоже оказалось весьма ощутимым: «золото» уверенно взяли туапсинец Константин Аксешин (ВАЗ-2106, Ст-1), краснодарец Ашот Демерчан (ВАЗ-2113, Ст-2) и Александр Титков из Новороссийска (Renault Megane RS), переигравший в самом быстром классе Ст-4 квартет владельцев полноприводных Subaru и Mitsubishi.

Константин Аксешин

Следующий этап ОЧКК также пройдет на асфальтовом покрытии – 7 мая его участников примет горная гонка Терзиян. Ну а в ближайшую субботу спортсменов из ЮФО ждет первое в сезоне мини-ралли Невеб, гравийная трасса которого будет проложена по территории Туапсинского карьера.

Горная гонка Гизель-Дере
Открытый чемпионат Краснодарского края, 3-й этап
Гизель-Дере (Краснодарский край), 16 апреля
Абсолютный зачет:

Место Гонщик Город Автомобиль Зачет Время
1 Дмитрий Нихаев Краснодар Mitsubishi Lancer Evo VIII Абс. 4.29,0
2 Александр Галустьянц Краснодар Mitsubishi Lancer Evo IX Абс. 4.31,8
3 Дмитрий Гончаров Ростов-на-Дону Subaru Impreza WRX STi Абс. 4.31,9
4 Роман Муродян Краснодар Mitsubishi Lancer Evo IX Абс. 4.39,2
5 Владимир Перевозный Новороссийск Mitsubishi Lancer Evo VIII Абс. 4.45,7
6 Денис Семенченко Сочи Renault Clio 3 H-3 4.48,4
7 Аскер Хоконов Георгиевское ВАЗ-2112 Н-2 4.53,6
8 Владимир Хайдаров Геленджик Honda Civic Type-R Н-3 4.53,7
9 Евгений Романов Сочи ВАЗ-11193 Н-2 4.59,6
10 Денис Мирный Сочи Subaru Impreza WRX STi Абс. 5.02,4
         
17 Ашот Калайджян Сочи ГАЗ-31105 Н-1 5.13,0

Рекомендованные статьи