Аншлаг в Гизель-Дере: туапсинские энтузиасты возродили самую известную горную гонку в России
Гизель-Дере. Название этого маленького поселка близ Туапсе хорошо знакомо фанатам автоспорта со стажем. С начала 90-х на классном асфальтовом серпантине, что взвивается от берега Черного моря к шоссе Джубга – Сочи, проходили и гремевшие на всю страну горные гонки, и спецучастки ралли Жемчужина Черноморья. С 1996 по 2004 год «подъемы на холм» в Гизель-Дере даже имели статус Кубка России – а их победителями становились такие известные спортсмены, как вазовский раллист Александр Никоненко, уральский картингист Валерий Стахеев и московский кроссмен Александр Желудов. Последний, к слову, выиграл горную гонку в 1999-м на полноприводной багги, «обутой» в слики! А рекорд 4,5-километровой трассы, установленный в 2000-м тольяттинцем Виктором Школьным на двухлитровом «кит-каре» ВАЗ-21107, не побит до сих пор.
Правда, последняя горная гонка «старого образца» в Гизель-Дере датирована 2011 годом – с той поры из-за плохого состояния дорожного покрытия здесь не проводили даже этапы бурно развивающегося чемпионата Краснодарского края. И только в этом сезоне туапсинским энтузиастам автоспорта удалось возродить культовые соревнования – пусть и на укороченной до трех километров трассе.
«Второе пришествие» Гизель-Дере, состоявшееся 16 апреля, собрало аншлаг – как среди спортсменов (полсотни участников на старте!), так и среди зрителей, облепивших все самые интересные повороты на трассе. Кстати, многие из виражей в Туапсе имеют собственные названия. Например, здесь есть поворот имени орловского спортсмена-многостаночника Владимира Череваня, где тот «упал» с трассы вниз на 70 метров! Или вираж «Целься» – в нем уже упомянутый Желудов отправил в пропасть бетонный блок с одноименной надписью. Не обошлось без гоночных эксцессов и в этот раз – из-за вылетов с трассы гонку не закончили быстрый ростовчанин Денис Царицинский на мощной Subaru и Александр Жарков из Майкопа на «восьмерке». Но, к счастью, третий этап открытого чемпионата Краснодарского края (ОЧКК) все же обошелся без серьезных происшествий.
В отличие от первых двух гравийных гонок сезона, в Лермонтово и Туапсинском карьере, «подъем на холм» в Гизель-дере собрал под свои знамена немало завсегдатаев асфальтовых спринтов и любительских соревнований типа Time Attack. Неудивительно, что победители сменились почти во всех классах машин. Ну а лидер горной серии в абсолютном зачете, Владимир Перевозный из Новороссийска, сумел дотянуться на своем Evo VIII только до пятой строчки – его опередили сразу четверо асфальтовых «спецов» на мощнейших Mitsubishi и Subaru. Быстрейшим из них ожидаемо оказался Дмитрий Нихаев на 400-сильном Лансере восьмой эволюции – краснодарцу, уже давно участвующему в «подъемах на холм», хватило всего двух попыток, чтобы доказать свое превосходство над конкурентами.
Не потребовался третий выезд на трассу (в горных гонках в зачет пилотам идет сумма двух лучших результатов) и Аскеру Хоконову в самом массовом 1600-кубовом зачете Н-2. Пилот ВАЗ-2112 из села Георгиевское Туапсинского района досрочно завоевал очередное «золото», оставив позади 13 соперников. Компанию лидеру турнира на подиуме составили два сочинца – Евгений Романов на рестайлинговой Ладе Калине и Александр Сапрыгин на праворульной «японке» Toyota Corolla. А еще очень жаль, что в полную силу не смог выступить быстрый Андрей Самотей из Анапы, на Жигулях которого «продуло» прокладку головки блока двигателя. Но даже с ездой не на всех цилиндрах спортсмен из Анапы уступил бронзовому призеру в Н-2 меньше двух секунд!
Реинкарнация горной гонки Гизель-Дере совпала с возвращением в строй одного из быстрейших раллистов Краснодарского края Дениса Семенченко, не выступавшего в серьезных соревнованиях с далекого 2007 года. В Туапсе он вывел на трассу новенький Renault Clio – один из тех, что теперь работают на трассе Сочи Автодром в качестве гоночного такси. Как оказалось, за минувшие годы Семенченко не растерял своей прыти: сочинец финишировал шестым в «абсолюте», став лучшим из обладателей моноприводной техники. Ну а попутно Денис выиграл в двухлитровом зачете Н-3, оставив позади Хонды Владимира Хайдарова из Геленджика и Николая Копырина из Краснодара.
В «младшем» классе Н-1 стартовало лишь трое участников. Но это не помешало пилотам 1400-кубовых переднеприводных машин потерпеть очередное поражение от владельцев отечественной «классики». В Гизель-Дере обидчиком туапсинца Вячеслава Савченко (ВАЗ-2112) и краснодарца Артема Лапы (ВАЗ-2108) выступил сочинский «волгарь» Ашот Калайджян, буквально вырвавший победу у хозяина трассы в третьей зачетной попытке.
Зачеты для серийных машин, не оборудованных каркасом безопасности, ожидаемо оказались куда более наполненными, чем на предыдущих гравийных этапах. В Туапсе собрался даже самый мощный и «редкий» моноприводный класс Ст-3! Викторию в нем отпраздновал Денис Маштабей из Геленджика на купе Honda Integra с правым рулем. В остальных зачетах преимущество победителей над призерами тоже оказалось весьма ощутимым: «золото» уверенно взяли туапсинец Константин Аксешин (ВАЗ-2106, Ст-1), краснодарец Ашот Демерчан (ВАЗ-2113, Ст-2) и Александр Титков из Новороссийска (Renault Megane RS), переигравший в самом быстром классе Ст-4 квартет владельцев полноприводных Subaru и Mitsubishi.
Следующий этап ОЧКК также пройдет на асфальтовом покрытии – 7 мая его участников примет горная гонка Терзиян. Ну а в ближайшую субботу спортсменов из ЮФО ждет первое в сезоне мини-ралли Невеб, гравийная трасса которого будет проложена по территории Туапсинского карьера.
Горная гонка Гизель-Дере
Открытый чемпионат Краснодарского края, 3-й этап
Гизель-Дере (Краснодарский край), 16 апреля
Абсолютный зачет:
Место | Гонщик | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | Дмитрий Нихаев | Краснодар | Mitsubishi Lancer Evo VIII | Абс. | 4.29,0 |
2 | Александр Галустьянц | Краснодар | Mitsubishi Lancer Evo IX | Абс. | 4.31,8 |
3 | Дмитрий Гончаров | Ростов-на-Дону | Subaru Impreza WRX STi | Абс. | 4.31,9 |
4 | Роман Муродян | Краснодар | Mitsubishi Lancer Evo IX | Абс. | 4.39,2 |
5 | Владимир Перевозный | Новороссийск | Mitsubishi Lancer Evo VIII | Абс. | 4.45,7 |
6 | Денис Семенченко | Сочи | Renault Clio 3 | H-3 | 4.48,4 |
7 | Аскер Хоконов | Георгиевское | ВАЗ-2112 | Н-2 | 4.53,6 |
8 | Владимир Хайдаров | Геленджик | Honda Civic Type-R | Н-3 | 4.53,7 |
9 | Евгений Романов | Сочи | ВАЗ-11193 | Н-2 | 4.59,6 |
10 | Денис Мирный | Сочи | Subaru Impreza WRX STi | Абс. | 5.02,4 |
… | |||||
17 | Ашот Калайджян | Сочи | ГАЗ-31105 | Н-1 | 5.13,0 |