Эвакуаторы: «социальные тарифы», палочная система и ночные облавы
«Социальные тарифы», палочная система и ночные облавы
Большинство страховых компаний напрямую не включает в программы КАСКО те повреждения, которые машина может получить как груз эвакуатора. Не покрываются они и по ОСАГО. Однако «улов» московских эвакуаторов застрахован компаниями-операторами и при обнаружении повреждений необходимо вызывать ГИБДД, оформлять протокол и требовать возмещения с перевозчика и его страховщика (данные можно узнать на «горячей линии» АМПП — 8 (495) 539-54-54) (Фото Захара АРТЕМЬЕВА, Вечерняя Москва)
Нет ничего удивительного в том, что в сентябре 2013 года московские власти вернулись к идее платной эвакуации. Этот путь выбрали многие мегаполисы: Лондон, Нью-Йорк, Париж - там эвакуацию оплачивает именно нарушитель. А в российской столице с 2004 года до прошлого лета расходы по вывозу и хранению машины в первые сутки брал на себя город - выходило, во-первых, накладно, а во-вторых, не очень устрашающе для нарушителей.
В итоге Москва взяла на вооружение одну из наиболее жестких и непрозрачных схем. Формально столичная система очень похожа на ту, что принята в Нью-Йорке: эвакуаторы работают по всему городу и «охотятся» не только на те автомобили, что непосредственно мешают дорожному движению, но и на все, хоть на йоту нарушившие правила остановки, стоянки или парковки. Де-юре в Москве могут забрать любую машину: оставленную под запрещающими знаками, ближе 5м от пешеходных переходов, ближе 15м от остановок общественного транспорта, вторым рядом, на тротуарах, без соблюдения парковочной разметки или с закрытыми номерами. При этом у нас, в отличие от того же Нью-Йорка, пока не эвакуируют за неоплату парковки.
Зато есть московское ноу-хау - «социально ориентированный тариф»: богатые должны платить больше. Но нет внятного объяснения, почему эвакуация легковушки мощностью до 80 л.с. стоит 3000 рублей, с двигателем 80-250 л.с. - 5000 рублей, а за более мощные машины придется платить уже 7000 рублей. Официальное обоснование себестоимости от московского правительства выглядит абсурдно: вывоз автомобиля мощностью 80-250л.с. обходится дешевле транспортировки машин мощнее 250л.с. только потому, что, по плану, рейсы с таким грузом эвакуатор должен выполнять чаще, а значит, меньшими долями «отбивать» все затраты на содержание службы. Расход топлива, время в пути и процедура погрузки при этом на любого нарушителя идентичны.
В этом, кстати, еще одна особенность московской системы: эвакуаторная служба, в которой, по иронии судьбы, работает множество бывших сотрудников ГИБДД, заточена под ту же палочную систему, которой заражена российская полиция. Так или иначе, у эвакуаторщиков существует разнарядка на «улов» нарушителей в каждой «ценовой категории». Если верить официальным расчетам, в среднем каждый эвакуатор за месяц должен вывезти 116 машин с моторами мощностью 80-250 л.с., 77 автомобилей с двигателями мощнее 250 л.с. и 60 машин категории «до 80 л.с».
А фактически все устроено еще интереснее. Мы уже рассказывали о том, как в прошлом году Москва получила свои 305 эвакуаторов (АР №17, 2013). За миллиард рублей в лизинг были приобретены 155 машин для казенного учреждения «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), а параллельно, через типично оформленные тендеры, контракты на оказание эвакуационных услуг получили еще две коммерческие фирмы: 100 эвакуаторов работают под началом МосГорЛогистик и еще 50 - компании Сервис-Интегратор.
Так как деньги с нарушителей город собирает в свою казну самостоятельно, то на оплату услуг «коммерческих» эвакуаторов идут средства из бюджета. А в пятилетних контрактах уже загодя прописаны планы «улова», от выполнения которых напрямую зависит доход компаний-эвакуаторщиков. МосГорЛогистик за 60 месяцев должен совершить 766080 рейсов и получить на это 3,69 млрд руб., а Сервис-Интегратор - 383040 рейсов за 1,71 млрд руб. И не важно, как за пять лет увеличится или уменьшится количество парковочных нарушений в Москве.
Более того, для этих компаний оплата, полученная от города за каждую поездку, привязана к категории «улова». Отсюда и избирательная тактика в охотничьих повадках эвакуаторов.
А если сравнить нормы этих планов с фактическими результатами работы службы, то выйдет, что эвакуаторщики пока отстают от своих разнарядок. Исходя из условий контрактов, каждый эвакуатор, работая круглосуточно, в среднем должен вывозить 4,2 машины в сутки (766080 рейсов на 1826 дней и 100 машин), хотя наши подсчеты на основе внутренней статистики АМПП показывают, что к осени 2014 года на один экипаж выходило чуть больше двух рейсов в сутки.
Не этим ли объясняются и парковочные ловушки с противоречащими друг другу знаками, и ночные сафари-рейды эвакуаторов по спальным районам, где легкая добыча помогает приблизить выполнение плана?
Зато Москва теперь стала хорошо зарабатывать на эвакуации: согласно обоснованию стоимости, ежемесячно на эту службу тратится 64 млн руб., а сборы платы с автомобилистов - в 2,5 раза больше, в среднем 161 млн руб. За год работы было собрано почти 2 млрд рублей - и это без учета примерно 40 млн руб. за хранение машин на штрафстоянках, где тарифы, кстати, зависят уже от массы машин (до 3,5 т - 1000 руб./сутки, больше 3,5 т - 2000 руб./сутки).
Что нужно помнить, если ваш автомобиль увезли на штрафстоянку? Во-первых, «крановщик» обязан снять автомобиль с платформы и отдать владельцу, если тот вернулся до отъезда эвакуатора (за год произошло 15 тысяч таких «съемов»). Только не стоит рассчитывать на это как на «дополнительное время»: во-первых, штраф на 3000 руб. за парковку грозит в любом случае, а во-вторых, у сработанной бригады водителя и сотрудника Московской автодорожной инспекции (МАДИ), которые вместо полиции призваны оформлять в Москве парковочные нарушения, погрузка машины занимает всего несколько минут, несмотря на то, что в экономических расчетах АМПП на это отводится час.
С недавних пор на сайте госуслуг существует сервис смс-уведомления об эвакуации на мобильник владельца, но на деле сообщения приходят не загодя, а постфактум. И неудивительно, что водители пытаются отбить свои автомобили до последнего, даже если эвакуатор уже начал движение. После нескольких подобных историй в АМПП приняли решение к февралю 2015 года оборудовать все эвакуаторы видеорегистраторами, а попутно создать службу «супервайзеров» - посредников, которые должны за 20 минут прибыть к проблемной машине и найти решение на месте.
Для тех, кто не обнаружил свой автомобиль на месте парковки, первое дело - проверить его судьбу через номера экстренных служб (02 и 112), через телефон АМПП, с помощью смс-запроса (на номер 7377 с текстом: «ЭВ П госномер ТС») или на сайте parking.mos.ru. Если машину увез эвакуатор, готовьтесь к поездке на штрафстоянку.
Из 10 таких стоянок в Москве всего две (на шоссе Энтузиастов, 3 и на улице Дубовая Роща, 7) совмещены с отделениями МАДИ, где можно сразу оформить и оплатить все штрафы. В остальных случаях по пути придется со всеми документами заглянуть в ГИБДД - за копиями протоколов о нарушении и о задержании машины. Документы остались в машине - значит, добавляется заезд на штрафстоянку для вскрытия опечатанного салона.
По распоряжению московского Департамента транспорта время вызволения автомобиля не должно занимать больше 30 минут, но информация на сайте МАДИ иная: ожидание документов на возврат с 17:00 до 3:00 может занимать больше часа.
Ошибочную эвакуацию оспорить сложно, но можно, особенно если досконально знать КоАП, правила дорожного движения и вооружиться фотосъемкой с места «исчезновения» автомобиля. Причем практика показывает, что иногда полезно на всякий случай сфотографировать машину еще перед уходом. Примеры жалоб в ГИБДД, МАДИ и АМПП, после которых штрафы и эвакуация были оспорены, существуют, но краеугольный камень здесь - оплата самого вывоза на месте. Счастлив тот, кто, будучи уверен в своей правоте, может позволить себе не платить и не забирать автомобиль со штрафстоянки до победного разрешения тяжбы. Но если деньги уже уплачены, то на компенсацию надежда невелика: механизм возврата денег из бюджета частному лицу не предусмотрен, поэтому таких прецедентов просто не было.
Законы перемещений
Платная эвакуация стала возможна в России в декабре 2003 года, когда были приняты «Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». В Москве тогда «услуга» стоила 1800 руб., но мэру Юрию Лужкову уже 10 октября 2004 года пришлось отменить ее «из-за массовых злоупотреблений и многочисленных жалоб автолюбителей». Однако через год была снова создана Городская служба перемещения транспортных средств (ГСПТС), которая вывозила машины бесплатно, а нарушители платили только за штрафстоянку после первых 24 часов. Даже когда в 2007 году правительство России утвердило тарифы на эвакуацию в городах федерального значения (Москва - 2000 рублей, Санкт-Петербург - 3800 рублей), столичные власти сохранили бесплатный вывоз машин. Но - лишь до 2011 года, когда в КоАПе появился пункт 11 статьи 27.13 о том, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение.
Пример с Москвы берут регионы - платная эвакуация действует в нескольких десятках городов России. Недовольных хватает везде, поэтому, например, в Краснодаре этой осенью автомобилисты сожгли пять эвакуаторов. Где живется легче - судите по нашей сводной таблице расценок.
Регион, город | Плата за эвакуацию легкового автомобиля | Тариф на хранение легкового автомобиля |
Астраханская область | 129,1 руб./км | 9 руб./час |
Екатеринбург | 995 руб. | 30 руб./час |
Казань | 1201,34 руб. | 60,98 руб./час |
Камчатский край | 2867 руб. | 100 руб./час |
Краснодарский край | 2225 руб. | 25 руб./час |
Красноярск | 95 руб./км | 35 руб./час |
Курган | 2500 руб. | 72,2 руб./час |
Московская область | 4500 руб. | 40 (80)* руб./час |
Нижний Новгород | 117,14 руб./км | 35,73 руб./час |
Новосибирск | 58 руб./км | 39,5 руб./час |
Омск | 44 руб./км | 52,4/34,7** руб./час |
Приморский край | 2247 руб. | 35,25 (400)*** руб./час |
Ростовская область | 2080 руб. | 13 руб./час |
Санкт-Петербург | 2700 руб. | 30 руб./час |
Самара, Тольятти | 1700 руб. | 10 (25)**** руб./час |
Самарская область | 1500 руб. | 10 (25)**** руб./час |
Уфа | 1500 руб. | 25 руб./час |
Челябинск | 190 руб./км (240 руб./км)***** | 37 руб./час |
* 40 руб./час вторые сутки, 80 руб./час после трех суток ** В зависимости от штрафстоянки *** Первые сутки - почасовая оплата, далее - 400 руб. в сутки **** 10 руб./час первые 5 часов, далее - 25 руб./час ***** 190 руб./км первые 10 км пробега, далее - 240 руб./км |