Эвакуаторы: «социальные тарифы», палочная система и ночные облавы

Фото: Ирина Зверкова

«Социальные тарифы», палочная система и ночные облавы

Большинство страховых компаний напрямую не включает в программы КАСКО те повреждения, которые машина может получить как груз эвакуатора. Не покрываются они и по ОСАГО. Однако «улов» московских эвакуаторов застрахован компаниями-операторами и при обнаружении повреждений необходимо вызывать ГИБДД, оформлять протокол и требовать возмещения с перевозчика и его страховщика (данные можно узнать на «горячей линии» АМПП — 8 (495) 539-54-54) (Фото Захара АРТЕМЬЕВА, Вечерняя Москва)

Нет ничего удивительного в том, что в сентябре 2013 года московские власти вернулись к идее платной эвакуации. Этот путь выбрали многие мегаполисы: Лондон, Нью-Йорк, Париж - там эвакуацию оплачивает именно нарушитель. А в российской столице с 2004 года до прошлого лета расходы по вывозу и хранению машины в первые сутки брал на себя город - выходило, во-первых, накладно, а во-вторых, не очень устрашающе для нарушителей.

В итоге Москва взяла на вооружение одну из наиболее жестких и непрозрачных схем. Формально столичная система очень похожа на ту, что принята в Нью-Йорке: эвакуаторы работают по всему городу и «охотятся» не только на те автомобили, что непосредственно мешают дорожному движению, но и на все, хоть на йоту нарушившие правила остановки, стоянки или парковки. Де-юре в Москве могут забрать любую машину: оставленную под запрещающими знаками, ближе 5м от пешеходных переходов, ближе 15м от остановок общественного транспорта, вторым рядом, на тротуарах, без соблюдения парковочной разметки или с закрытыми номерами. При этом у нас, в отличие от того же Нью-Йорка, пока не эвакуируют за неоплату парковки.

Зато есть московское ноу-хау - «социально ориентированный тариф»: богатые должны платить больше. Но нет внятного объяснения, почему эвакуация легковушки мощностью до 80 л.с. стоит 3000 рублей, с двигателем 80-250 л.с. - 5000 рублей, а за более мощные машины придется платить уже 7000 рублей. Официальное обоснование себестоимости от московского правительства выглядит абсурдно: вывоз автомобиля мощностью 80-250л.с. обходится дешевле транспортировки машин мощнее 250л.с. только потому, что, по плану, рейсы с таким грузом эвакуатор должен выполнять чаще, а значит, меньшими долями «отбивать» все затраты на содержание службы. Расход топлива, время в пути и процедура погрузки при этом на любого нарушителя идентичны.

Кто должен эвакуировать эвакуатор, мешающий проезду троллейбуса? По данным ГИБДД, на городских эвакуаторщиков оформлено уже 2,6 тыс. квитанций о нарушениях, из которых оплачено только 58 (Фото Ирины ЗВЕРКОВОЙ)

В этом, кстати, еще одна особенность московской системы: эвакуаторная служба, в которой, по иронии судьбы, работает множество бывших сотрудников ГИБДД, заточена под ту же палочную систему, которой заражена российская полиция. Так или иначе, у эвакуаторщиков существует разнарядка на «улов» нарушителей в каждой «ценовой категории». Если верить официальным расчетам, в среднем каждый эвакуатор за месяц должен вывезти 116 машин с моторами мощностью 80-250 л.с., 77 автомобилей с двигателями мощнее 250 л.с. и 60 машин категории «до 80 л.с».

А фактически все устроено еще интереснее. Мы уже рассказывали о том, как в прошлом году Москва получила свои 305 эвакуаторов (АР №17, 2013). За миллиард рублей в лизинг были приобретены 155 машин для казенного учреждения «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), а параллельно, через типично оформленные тендеры, контракты на оказание эвакуационных услуг получили еще две коммерчес­кие фирмы: 100 эвакуаторов работают под началом МосГорЛогистик и еще 50 - компании Сервис-Интегратор.

Так как деньги с нарушителей город собирает в свою казну самостоятельно, то на оплату услуг «коммерческих» эвакуаторов идут средства из бюджета. А в пятилетних контрактах уже загодя прописаны планы «улова», от выполнения которых напрямую зависит доход компаний-эвакуаторщиков. МосГорЛогистик за 60 месяцев должен совершить 766080 рейсов и получить на это 3,69 млрд руб., а Сервис-Интегратор - 383040 рейсов за 1,71 млрд руб. И не важно, как за пять лет увеличится или уменьшится количество парковочных нарушений в Москве.

В Москве существует список из 30 улиц с наиболее «богатыми» нарушителями — там бригады эвакуаторов либо дежурят постоянно, либо заезжают до трех раз в день. Но также есть план по разовой «целевой обработке» отдельных районов — рейды длятся по нескольку дней (Фото Ирины ЗВЕРКОВОЙ)

Более того, для этих компаний оплата, полученная от города за каждую поездку, привязана к категории «улова». Отсюда и избирательная тактика в охотничьих повадках эвакуаторов.

А если сравнить нормы этих планов с фактическими результатами работы службы, то выйдет, что эвакуаторщики пока отстают от своих разнарядок. Исходя из условий контрактов, каждый эвакуатор, работая круглосуточно, в среднем должен вывозить 4,2 машины в сутки (766080 рейсов на 1826 дней и 100 машин), хотя наши подсчеты на основе внутренней статистики АМПП показывают, что к осени 2014 года на один экипаж выходило чуть больше двух рейсов в сутки.

Не этим ли объясняются и парковочные ловушки с противоречащими друг другу знаками, и ночные сафари-рейды эвакуаторов по спальным районам, где легкая добыча помогает приблизить выполнение плана?

Зато Москва теперь стала хорошо зарабатывать на эвакуации: согласно обоснованию стоимости, ежемесячно на эту службу тратится 64 млн руб., а сборы платы с автомобилистов - в 2,5 раза больше, в среднем 161 млн руб. За год работы было собрано почти 2 млрд рублей - и это без учета примерно 40 млн руб. за хранение машин на штрафстоянках, где тарифы, кстати, зависят уже от массы машин (до 3,5 т - 1000 руб./сутки, больше 3,5 т - 2000 руб./сутки).

Что нужно помнить, если ваш автомобиль увезли на штрафстоянку? Во-первых, «крановщик» обязан снять автомобиль с платформы и отдать владельцу, если тот вернулся до отъезда эвакуатора (за год произошло 15 тысяч таких «съемов»). Только не стоит рассчитывать на это как на «дополнительное время»: во-первых, штраф на 3000 руб. за парковку грозит в любом случае, а во-вторых, у сработанной бригады водителя и сотрудника Московской автодорожной инспекции (МАДИ), которые вместо полиции призваны оформлять в Москве парковочные нарушения, погрузка машины занимает всего несколько минут, несмотря на то, что в экономических расчетах АМПП на это отводится час.

Так, согласно отчету московского правительства, складывается тариф на эвакуацию машины мощностью 80—250 л.с. Явная подгонка результата под заданные «социально ориентированные» расценки. Например, расчет лизинговых платежей здесь основан на цене эвакуаторов двух разных марок — ГАЗ Валдай и Isuzu NPR75: они якобы нужны для эвакуации легковушек разной мощности. Однако на деле в городе работают эвакуаторы на шасси MAN и Mercedes

С недавних пор на сайте госуслуг существует сервис смс-уведомления об эвакуации на мобильник владельца, но на деле сообщения приходят не загодя, а постфактум. И неудивительно, что водители пытаются отбить свои автомобили до последнего, даже если эвакуатор уже начал движение. После нескольких подобных историй в АМПП приняли решение к февралю 2015 года оборудовать все эвакуаторы видеорегистраторами, а попутно создать службу «супервайзеров» - посредников, которые должны за 20 минут прибыть к проблемной машине и найти решение на месте.

Для тех, кто не обнаружил свой автомобиль на месте парковки, первое дело - проверить его судьбу через номера экстренных служб (02 и 112), через телефон АМПП, с помощью смс-запроса (на номер 7377 с текстом: «ЭВ П госномер ТС») или на сайте parking.mos.ru.­ Если машину увез эвакуатор, готовьтесь к поездке на штрафстоянку.

Из 10 таких стоянок в Москве всего две (на шоссе Энтузиастов, 3 и на улице Дубовая Роща, 7) совмещены с отделениями МАДИ, где можно сразу оформить и оплатить все штрафы. В остальных случаях по пути придется со всеми документами заглянуть в ГИБДД - за копиями протоколов о нарушении и о задержании машины. Документы остались в машине - значит, добавляется заезд на штрафстоянку для вскрытия опечатанного салона.

По распоряжению московского Департамента транспорта время вызволения автомобиля не должно занимать больше 30 минут, но информация на сайте МАДИ иная: ожидание документов на возврат с 17:00 до 3:00 может занимать больше часа.

Ошибочную эвакуацию оспорить сложно, но можно, особенно если досконально знать КоАП, правила дорожного движения и вооружиться фотосъемкой с места «исчезновения» автомобиля. Причем практика показывает, что иног­да полезно на всякий случай сфотографировать машину еще перед уходом. Примеры жалоб в ГИБДД, МАДИ и АМПП, после которых штрафы и эвакуация были оспорены, существуют, но краеугольный камень здесь - оплата самого вывоза на месте. Счастлив тот, кто, будучи уверен в своей правоте, может позволить себе не платить и не забирать автомобиль со штрафстоянки до победного разрешения тяжбы. Но если деньги уже уплачены, то на компенсацию надежда невелика: механизм возврата денег из бюджета частному лицу не предусмот­рен, поэтому таких прецедентов просто не было.

Законы перемещений

Платная эвакуация стала возможна в России в декабре 2003 года, когда были приняты «Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». В Москве тогда «услуга» стоила 1800 руб., но мэру Юрию Лужкову уже 10 октября 2004 года пришлось отменить ее «из-за массовых злоупотреблений и многочисленных жалоб автолюбителей». Однако через год была снова создана Городская служба перемещения транспортных средств (ГСПТС), которая вывозила машины бесплатно, а нарушители платили только за штрафстоянку после первых 24 часов. Даже когда в 2007 году правительство России утвердило тарифы на эвакуацию в городах федерального значения (Москва - 2000 рублей, Санкт-Петербург - 3800 рублей), столичные власти сохранили бесплатный вывоз машин. Но - лишь до 2011 года, когда в КоАПе появился пункт 11 статьи 27.13 о том, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение.

Пример с Москвы берут регионы - платная эвакуация действует в нескольких десятках городов России. Недовольных хватает везде, поэтому, например, в Краснодаре этой осенью автомобилисты сожгли пять эвакуаторов. Где живется легче - судите по нашей сводной таблице расценок.

Регион, город Плата за эвакуацию легкового автомобиля Тариф на хранение легкового автомобиля
Астраханская область 129,1 руб./км 9 руб./час
Екатеринбург 995 руб. 30 руб./час
Казань 1201,34 руб. 60,98 руб./час
Камчатский край 2867 руб. 100 руб./час
Краснодарский край 2225 руб. 25 руб./час
Красноярск 95 руб./км 35 руб./час
Курган 2500 руб. 72,2 руб./час
Московская область 4500 руб. 40 (80)* руб./час
Нижний Новгород 117,14 руб./км 35,73 руб./час
Новосибирск 58 руб./км 39,5 руб./час
Омск 44 руб./км 52,4/34,7** руб./час
Приморский край 2247 руб. 35,25 (400)*** руб./час
Ростовская область 2080 руб. 13 руб./час
Санкт-Петербург 2700 руб. 30 руб./час
Самара, Тольятти 1700 руб. 10 (25)**** руб./час
Самарская область 1500 руб. 10 (25)**** руб./час
Уфа 1500 руб. 25 руб./час
Челябинск 190 руб./км (240 руб./км)***** 37 руб./час
* 40 руб./час вторые сутки, 80 руб./час после трех суток ** В зависимости от штрафстоянки *** Первые сутки - почасовая оплата, далее - 400 руб. в сутки **** 10 руб./час первые 5 часов, далее - 25 руб./час ***** 190 руб./км первые 10 км пробега, далее - 240 руб./км

Рекомендованные статьи