Реформе техосмотра в России исполнилось три года: что сейчас?

Фото: Роман Тарасенко

Наш журналист Юрий Ветров отправился проходить ТО на восьмилетней Мазде МХ-5 по-честному - в техцентр, куда его направила страховая компания перед тем, как оформить полис ОСАГО. Юрий приготовился к получасовой процедуре - ведь по правилам за это время эксперт помимо огнетушителя, светотехники и дворников обязан проверить рулевое управление, шумность двигателя, состояние колес и шин, ремней безопасности, механизмов регулировки кресел, а также работоспособность тормозной системы на специальном стенде. А еще - убедиться в отсутствии протечек в топливопроводах и системе смазки. Всего - 43 процедуры, прописанные в диагностической карте.

Но на деле техосмотр не занял и пяти минут. «Эксперт» окинул машину орлиным взором, убедился в наличии аварийного набора, подергал руль, проверил работу световых приборов - и... Все. Осталось оплатить квитанцию - и диагностическая карта получена. Реальное техническое состояние автомобиля никого не интересовало.

Может, это исключение? И мы решили повторить эксперимент на дизельном универсале Ford Focus II другого сотрудника Авторевю.

Техники-эксперты охотно закрывают глаза на мелкие недочеты: «Трещина на лобовом стекле? Будем считать, что она появилась после осмотра».

Три года назад в столице было около семидесяти пунктов государственного технического осмотра, а сегодня в реестре операторов ТО - 314 столичных пункта и еще 193 пункта в Подмосковье. Нет дефицита и в других наиболее автомобилизированных регионах: в Санкт-Петербурге - 124 пункта, в Краснодарском крае - 152. А всего по России зарегистрировано 2850 операторов ТО, которые работают на 4096 станциях техосмотра.

Мы побывали на нескольких московских пунктах, в том числе и в сервисных центрах официальных дилеров - с 2012 года они тоже имеют право проводить техосмотр автомобилей тех марок, на которых специализируются.

Картина везде схожая - очередей нет, но нет, увы, и реального осмотра.

Разница лишь в нюансах. Если на прием к дилерам еще нужно записыватьс­я заранее, то к частникам, во всяком случае в Москве и Подмосковье, можно смело заявиться без предупреждения: в будни вряд ли одновременно будет больше двух-трех машин. Техники-эксперты охотно закрывают глаза на мелкие недочеты: «Трещина на лобовом стекле? Будем считать, что она появилась после осмотра». Необходимое оборудование, как правило, на месте, но в ход его пус­кают не все - зачем, если и так видно, что все в порядке?

В дилерских центрах осмотр более тщательный и длительный. Здесь обязательно выдают распечатку замеров на тормозном стенде. А если обнаружатся неисправности, то тут же предложат оформить заказ-наряд на ремонт. Но очень вероятно, что «чистую» диагностическую карту вам все-таки выдадут авансом - в обмен на предоплату работ, особенно если доставка запчастей не обещает быть скорой.

Наш Focus был практически «здоров», поэтому в первый же день без проблем прошел три осмотра подряд - треснувшее лобовое стекло и содержание выхлопа, изменившееся после «чип-тюнинга» мотора, никого не заинтересовали.

0 / 0

Регистрационный номер диагностической карты (выделено красным) — это все, что требуется для покупки полиса ОСАГО. Но единого порядка присвоения номеров не существует — на наш Focus мы получили несколько карт с разным количеством цифр в номерах. При этом есть ПТО, которые указывают еще и номер бланка, в котором закодирована информация о происхождении карты (выделено синим), но в большинстве случаев этот документ ничем, кроме печати и подписи, не защищен

Мало того, можно было вообще никуда не ездить! Диагностическую карту без всякого осмотра можно за 2000 рублей открыто купить в интернете или у страхового брокера. Либо воспользоваться чуть более дешевой схемой, которую предлагает Росгосстрах: одновременно с полисом ОСАГО на месте за 800 рублей купить «незаконченную» диагностическую карту без подписи эксперта. Под «честное пионерское» обещание впоследствии пройти настоящий техосмотр.

На 57,5%

согласно статистике ГИБДД, выросло за первые четыре месяца этого года количество дорожных аварий, случившихся из-за технических неисправностей автомобилей. За весь 2013 год рост составил 49,9%. Правда, сами полицейские объясняют это тем, что с прошлого года инспекторов обязали подробнее отражать в документах любые обстоятельства аварий

Разве могли мы мечтать обо всем этом три года назад, когда томились в многочасовых очередях на пункты техосмотра, тряслись в страхе перед инспектором и с завистью смотрели на тех, кто имел возможность выложить от трех до пяти тысяч рублей за готовый талон?

Но кто теперь следит за реальным техническим состоянием автомобилей на наших дорогах? Почему безучастны операторы ТО? Почему даже страховщики, не скрываясь, торгуют диагностическими картами? Где проверки? Это саботаж со стороны тех, кто реализует реформу, - или тех, кто ее затеял?

Кстати, советскую систему техосмотра, в которой контроль за техническим состоянием автотранспорта был целиком возложен на ГАИ, должно было прорвать именно в 2011 году. Ведь как раз тогда стукнуло три года тем автомобилям, что были проданы в России за время рыночного бума 2008 года, - 2,74 млн машин. И их владельцы устремились за новыми талонами ТО.

В ГИБДД к этому, естественно, не готовились, поэтому гигантские очереди на постах были восприняты как стихийное бедствие. И 30 апреля 2011 года тогдашний президент Дмитрий Медведев предложил: «Техосмотр надо или вообще отменить, или сделать его беспроблемным для граждан». И ввел мораторий на ТО.

Полностью отменить техосмотр мешает венское «Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров», которое Россия подписала в 1997 году. Поэтому правила техосмотра решено было кардинально пересмотреть к началу 2012 года.

Для водителей изменилось многое: талон сменила диагностическая карта, которую предъявлять нужно не инспектору ГИБДД, а сотруднику страховой компании для того, чтобы приобрести полис ОСАГО. Упала цена, улетучилась головная боль.

Внутри системы перемен еще больше. До 2012 года техосмотр был очень закрытой сферой: чтобы создать свой пункт, нужно было заключить договор с МВД, а в Москве еще и с Московской городской службой технического контроля. Неудивительно, что в столице с ее автопарком в миллионы машин работало всего несколько десятков ПТО, большинство из которых было так или иначе аффилировано с МВД.

Готовую диагностическую карту без всякого осмотра можно за 2000 рублей открыто купить в интернете или у страхового брокера

А после того как в 2012 года ТО передали в ведение Российского союза автостраховщиков (РСА), отрасль начала жить по законам рынка. Государственных «гаишных» ПТО на сегодня уже не осталось, все они переведены на частные рельсы. А чтобы открыть новый пункт, нужна аккредитация в РСА. Условия - документы, подтверждающие наличие помещения, оборудования и хотя бы одного эксперта в штате. Еще придется оплатить пошлину - 20 тысяч рублей за рассмотрение заявления и по 10тысяч рублей за каждый открытый пункт осмотра.

Поэтому и стали множиться ПТО как грибы после дождя. Основа их бизнес-модели - контракты с крупными корпоративными автопарками, а еще лучше - с компаниями такси или автобусными парками, ведь коммерческая техника по закону должна проходить техосмотр каждые полгода. Те, кто не нашел себе корпоративной кормушки, довольно быстро разоряются. А те, кто нашел, на слабенький ручеек частных клиентов смотрят сквозь пальцы.

При этом полномочия РСА по контролю деятельности операторов технического осмотра весьма ограничены. Аккредитация пунктов технического осмотра проходит без выездных проверок - в РСА предоставляются только копии документов. А провести проверку деятельности ПТО и лишить его аккредитации союз может лишь в случае жалоб на работу оператора технического осмотра. Но кто же пойдет жаловаться на «доброту» осмотрщиков - разве что конкуренты?

Поэтому у РСА на все претензии один ответ: техосмотр стал беспроблемным для граждан. Разве не этого требовал президент?

Все бывшие государственные ПТО теперь работают в частном формате, но адреса, оборудование и атмосфера остались «дореформенными». В списке документов на информационном щите этого пункта до сих пор значится полис ОСАГО, который по нынешним правилам, наоборот, можно купить только после ТО
В Москве техосмотр на легковушку по закону не может стоить дороже 720 рублей, в Санкт-Петербурге потолок — 881 рубль, в Краснодарском крае — 651 рубль. Нижнюю планку каждый оператор устанавливает самостоятельно, исходя из собственных коммерческих интересов. Однако «частники» часто предлагают внести деньги через платежный терминал — в этом случае комиссия увеличит цену на 30—70 рублей
Официальные дилеры имеют право проводить техосмотр по профильным маркам. Однако есть сервисы, которые принимают на ТО только машины своих клиентов. В регламентные 30 минут осмотр, как правило, не укладывается — в основном из-за полной «официальной» процедуры: приемка, мойка, оформление документов...
0 / 0

Полиция в нынешней системе и вовсе максимально удалена не только от процесса прохождения техосмотра, но и от контроля за его результатами. Из Кодекса об административных правонарушениях исчезли санкции за отсутствие диагностической карты, Правила дорожного движения не дают инспектору ДПС права требовать у водителя подтверждения техосмотра.

Инструментом управления сферой ТО должна была стать созданная под началом МВД электронная система ЕАИС ТО (Единая автоматизированная информационная система техосмотра). После каждого осмотра оператор ПТО обязан передать сведения из диагностической карты в полицейскую базу данных, где каждой карте присваивается уникальный номер (21 знак), по которому можно отследить и место, и результаты прохождения инспекции.

Если в вас въехал автомобиль с полисом ОСАГО, но без действующего техосмотра, страховая компания все равно покроет убытки и придираться к виновнику не станет

Однако на деле достоверность данных, направляемых в ЕАИС ТО, также определяется только добросовестностью осмотрщика, ведь обязательную фотофиксацию результатов ТО в 2010 году ввели только в Москве - и отменили уже в начале 2011 года.

К тому же упразднены и талоны, которые были защищенными бланками строгой отчетности и печатались на Гознаке в количестве, определяемом расчетной пропускной способностью каждого ПТО. Вместо них выдается лист А4 с печатью ПТО и подписью эксперта (к слову, зачас­тую совсем не того человека, который проводил осмотр).

При этом ни один нормативный правовой акт не предписывает, что на самой карте должен быть указан именно 21-значный код из ЕАИС ТО, а не произвольный номер, который присваивает локальная программа на компьютере в ПТО. Поэтому полученные нами карты имели номера с количеством знаков от 15 до 21.

Ну а страховые компании? Ведь техосмотр был передан в ведение РСА отчасти и потому, что страховщики ОСАГО должны быть заинтересованы в исправности автомобилей и, как следствие, в снижении аварийности и собственных убытков.

Но на деле возможности проверить подлинность диагностической карты у страховщиков нет, ведь они не располагают прямым доступом к ЕАИС ТО. А в законе прописано, что полис ОСАГО - это публичный договор и при необоснованном отказе в его заключении клиент имеет право пожаловаться в Банк России.

Интересно, что липовые диагностические карты зачастую не вносятся в ЕАИС ТО, поэтому действенным средством борьбы с ними гипотетически могли бы стать регрессные требования со стороны страховой компании. При таком раскладе виновник аварии, у которого отсутствует запись в ЕАИС ТО о пройденном техосмотре, признавался бы «нелегитимным» участником дорожного движения и получал бы иск от страховой компании с требованием компенсировать издержки на выплаты пострадавшему. Но, увы, право на такое регрессное требование по нашему законодательству появляется лишь тогда, когда виновником ДТП становится специализированное транспортное средство - такси, автобус и так далее.

Поэтому на деле обычным автомобилистам бояться нечего: если в вас въехал автомобиль с полисом ОСАГО, но без действующего техосмотра, страховая компания все равно покроет убытки и придираться к виновнику не станет.

Интересно, что те страховые компании, которые озаботились созданием сети реальных партнерских ПТО, ожидаемого эффекта в итоге не добились. Нам известен опыт компании РЕСО-Гарантия, которая не просто направляла клиентов на станции партнеров, но и договорилась о снижении стоимости ТО до 500 руб­лей. Но из почти 250 тысяч московских клиентов, которым предстояло пройти техосмотр в 2013 году, на станции все равно приехало меньше половины.

Вот и получается, что за прошедшее после реформы время система техосмотра чудесным образом подстроилась под нужды всех, кто ее породил. Полицейскому ведомству проще ограничиться виртуальным контролем за ТО, Российскому союзу страховщиков - собирать взносы за аккредитацию, техосмотрщикам - работать спустя рукава, недобросовестным автовладельцам - обходить правила, страховым компаниям - принимать ответственность за условно исправные автомобили, а правительству - расписаться в решении проблемы техосмотра.

А спасение утопающих, - то есть тех, кто не желает ежедневно погружаться в море условно исправных автомобилей, - остается делом рук самих утопающих.

Или так и было задумано, Дмитрий Анатольевич?

Рекомендованные статьи