1000 километров в Паланге: возвращение Брундзы и новые рекорды гоночного марафона

Фото: fotodarius.lt | racing.lt | Антон Абитаев | Игнас Юргинис

После распада Советского Союза независимая Литва осталась, по сути, без кольцевых автодромов – если не считать таковым неровную и небезопасную трассу Качергине. Ничего не изменилось и сейчас – в отличие от соседних Латвии и Эстонии, современного гоночного спорткомплекса в стране как не было, так и нет. Тем не менее, именно в Литве проходит самый известный в Прибалтике кольцевой фестиваль, имя которому – Eneos 1006 km Race.

Участникам марафона в Паланге нужно преодолеть 373 круга или десять часов в гоночном режиме – в зависимости от того, что наступит раньше

Впервые 1000-километровую гонку близ курортного городка Паланга провели летом 2000 года, использовав для создания трассы обычную двухуровневую развязку на четырехполосном шоссе. К слову, подобный квазиавтодром когда-то был и в России – на объездной дороге Нижнего Новгорода проводили кольцевые соревнования на Волгах. Однако если на родине «волжанок» временная трасса просуществовала всего несколько лет, то в Паланге гоночный марафон пустил крепкие корни. А в 2014 году трасса на дорожной развязке, где длинные прямики для снижения скорости были разбиты «шиканами» из покрышек, обрела современную конфигурацию – и ее длина теперь составляет 2682 метра.

Общий вид трассы с высоты птичьего полета. И лучшая иллюстрация тому, что гоночное шоу можно сделать даже на ровном месте – были бы желание и деньги!

Соревнования в Паланге по традиции проводятся в разгар лета и собирают на старте до полусотни экипажей – не только из Прибалтики, но и из России и Западной Европы. Автомобили – самые разнообразные: от почти что серийных машин с каркасом безопасности до настоящих гоночных прототипов. А в составе экипажа может быть от двух до четырех пилотов, каждый из которых может находиться за рулем без перерыва не больше часа с небольшим. При этом гоночный уик-энд в Паланге растягивается аж на четыре дня и включает в себя не только заезды «марафонцев», но и кучу сопутствующих мероприятий – начиная от шоу-презентации в центре города и заканчивая соревнованиями дрифтеров на той же самой дорожной развязке.

Традиционные участники марафона в Паланге, семейное трио британцев Дэйва, Эндрю и Майкла Холландов, в этот раз сошло еще в тренировках из-за поломки

Нынешний марафон не получился рекордным по числу участников (из 42 заявленных экипажей до старта самой гонки добралось ровно четыре десятка), однако порадовал и скоростями, и географией: в числе стартующих были даже представители США! А особый колорит соревнованиям придало возвращение на гоночные трассы легендарного литовского гонщика Стасиса Брундзы. 10-кратный чемпион СССР по ралли снял шлем с гвоздя после десятилетнего перерыва, чтобы cесть за руль машины команды Cor Euser Racing из Нидерландов.

Уникальный турбированный ВАЗ-2104, построенный литовским раллистом Довиласом Чутеле, уже брал в Палнге призы в «свободном» классе X1. Но, увы, не в этот раз – из-за технических проблем Жигули финишировали в арьергарде

Правда, из-за аварии в тренировках интернациональному трио пришлось спешно менять британский раритет Marcos Mantis на банальный BMW в «36-м» кузове. Однако это не помешало ветеранскому экипажу (на троих Стасису Брундзе, Кору Эузеру и американцу Джиму Бриоди стукнуло 202 года!) взять второй приз в «свободном» классе X1. Да, от победителей гонки седовласые пилоты отстали на 79 кругов – но от живых легенд на скромной технике и не ждали рекордных скоростей.

Стасис Брундза (слева) и его партнеры

Хотя в России гонки с марафонским форматом никогда не были особо распространены, наши соотечественники уже не раз добивались успеха в Паланге. В 2002 году в составе экипажа на Porsche 993 Cup отличился москвич Никита Кондрахин, а в конце 2000-х абсолютное «золото» здесь дважды завоевал его земляк Алексей Васильев. Интересно, что россиянин побеждал на разных автомобилях: в 2008-м это был экстравагантный суперкар Spyker C8 Spider GT2R, а год спустя, когда компанию Васильеву составил другой москвич, Илья Буренко – купе Ferrari F430 Challenge.

У эвакуаторов в Паланге всегда есть работа. А в 2014-м марафон даже пришлось остановить за полтора часа до финиша из-за аварий
Временные боксы с трудом вмещают всех желающих поучаствовать в марафоне
0 / 0

В этом году на старт марафона Eneos 1006 km Race вышло два российских экипажа: кольцевики Василий Сабуров и Денис Константинов пилотировали седан Subaru Impreza, а раллисты Сергей Угер и Денис Левятов дебютировали в Паланге за рулем BMW M3. Увы, ни те, ни другие не снискали успеха из-за технических проблем: дуэт Saburov Racing Team классифицировался только 33-м, а экипаж Cone Forest Rally Team – 38-м.

Subaru Impreza Василия Сабурова и Дениса Константинова все же финишировала своим ходом, однако отстала от победителей на 144 круга
BMW M3 российской команды Шишкин Лес (№ 50) в плотном окружении литовских соперников
0 / 0

А что же лидеры? Из 16 предыдущих гонок в Паланге девять были выиграны на суперкарах Porsche. Вот и в этот раз немецкие суперкары подтвердили реноме отличных автомобилей для длинных гонок на временных трассах. Да, в квалификации блеснула команда Carre & MVP by Algirdai, выставившая на старт прототип Aquila CR1. Произведенный в Дании болид, которым поочередно управляли раллисты Рамунас Чапкаускас, Дейвидас Йоцюс и Андрюс Ясионаускас, показал лучшее время и в самой гонке. Однако это так и не помогло литовцам удержаться за интернациональным экипажем на Porsche 911 GT3 Cup, который захватил лидерство с первых кругов.

Как и в прошлые годы, по абсолютной скорости датский прототип Aquila CR1 был чуть быстрее главных конкурентов – однако это опять не помогло его экипажу победить
Команда раллиста Мартинаса Самсонаса, которая производит гоночные трансмиссии и коробки передач, тоже не осталась в стороне от марафона. Но, видно, зря на BMW написали For Rally Use Only – на «кольце» машина не продержалась и шести часов…
0 / 0

В итоге литовский герой Дакара Бенедиктас Ванагас, его соотечественник Йонас Гельжинис и представитель известной голландской гоночной фамилии Себастиан Блеекемолен первыми преодолели 1000-километровый рубеж, опередив преследователей на Аквиле на два круга. Еще на столько же отстал от датского прототипа Porsche бельгийцев Стеве Вангбелингена, Тома ван Ромпея и литовца Немунаса Дагилиса. Остальные участники, в основной массе выступавшие на разномастных BMW, преодолели на пятнадцать и более кругов меньше, чем тройка лидеров.

Команда General Financing победила в Паланге во второй раз – до этого коллектив Бенедиктаса Ванагаса был лучшим в 2013 году. А для Йонаса Гельжиниса это уже шестой по счету триумф в домашнем марафоне!
Команда General Financing победила в Паланге во второй раз – до этого коллектив Бенедиктаса Ванагаса был лучшим в 2013 году. А для Йонаса Гельжиниса это уже шестой по счету триумф в домашнем марафоне!
0 / 0

А еще облачная, но отнюдь не дождливая погода помогла победителям марафона установить новый рекорд гонки. 1000-километровую дистанцию они промчали за восемь часов, 44 минуты и 55 секунд, перекрыв тем самым предыдущее достижение, державшееся с далекого 2001 года. А вот абсолютные рекорды временного трека в Паланге (1.07,046 в квалификации и 1.08,966 в гонке) устояли – времена Константина Цалко из Латвии, блеснувшего в позапрошлом году на прототипе Radical SR8, так и остались непревзойденными. До следующего года?

Рекомендованные статьи