1000 километров в Паланге: возвращение Брундзы и новые рекорды гоночного марафона
После распада Советского Союза независимая Литва осталась, по сути, без кольцевых автодромов – если не считать таковым неровную и небезопасную трассу Качергине. Ничего не изменилось и сейчас – в отличие от соседних Латвии и Эстонии, современного гоночного спорткомплекса в стране как не было, так и нет. Тем не менее, именно в Литве проходит самый известный в Прибалтике кольцевой фестиваль, имя которому – Eneos 1006 km Race.
Впервые 1000-километровую гонку близ курортного городка Паланга провели летом 2000 года, использовав для создания трассы обычную двухуровневую развязку на четырехполосном шоссе. К слову, подобный квазиавтодром когда-то был и в России – на объездной дороге Нижнего Новгорода проводили кольцевые соревнования на Волгах. Однако если на родине «волжанок» временная трасса просуществовала всего несколько лет, то в Паланге гоночный марафон пустил крепкие корни. А в 2014 году трасса на дорожной развязке, где длинные прямики для снижения скорости были разбиты «шиканами» из покрышек, обрела современную конфигурацию – и ее длина теперь составляет 2682 метра.
Соревнования в Паланге по традиции проводятся в разгар лета и собирают на старте до полусотни экипажей – не только из Прибалтики, но и из России и Западной Европы. Автомобили – самые разнообразные: от почти что серийных машин с каркасом безопасности до настоящих гоночных прототипов. А в составе экипажа может быть от двух до четырех пилотов, каждый из которых может находиться за рулем без перерыва не больше часа с небольшим. При этом гоночный уик-энд в Паланге растягивается аж на четыре дня и включает в себя не только заезды «марафонцев», но и кучу сопутствующих мероприятий – начиная от шоу-презентации в центре города и заканчивая соревнованиями дрифтеров на той же самой дорожной развязке.
Нынешний марафон не получился рекордным по числу участников (из 42 заявленных экипажей до старта самой гонки добралось ровно четыре десятка), однако порадовал и скоростями, и географией: в числе стартующих были даже представители США! А особый колорит соревнованиям придало возвращение на гоночные трассы легендарного литовского гонщика Стасиса Брундзы. 10-кратный чемпион СССР по ралли снял шлем с гвоздя после десятилетнего перерыва, чтобы cесть за руль машины команды Cor Euser Racing из Нидерландов.
Правда, из-за аварии в тренировках интернациональному трио пришлось спешно менять британский раритет Marcos Mantis на банальный BMW в «36-м» кузове. Однако это не помешало ветеранскому экипажу (на троих Стасису Брундзе, Кору Эузеру и американцу Джиму Бриоди стукнуло 202 года!) взять второй приз в «свободном» классе X1. Да, от победителей гонки седовласые пилоты отстали на 79 кругов – но от живых легенд на скромной технике и не ждали рекордных скоростей.
Хотя в России гонки с марафонским форматом никогда не были особо распространены, наши соотечественники уже не раз добивались успеха в Паланге. В 2002 году в составе экипажа на Porsche 993 Cup отличился москвич Никита Кондрахин, а в конце 2000-х абсолютное «золото» здесь дважды завоевал его земляк Алексей Васильев. Интересно, что россиянин побеждал на разных автомобилях: в 2008-м это был экстравагантный суперкар Spyker C8 Spider GT2R, а год спустя, когда компанию Васильеву составил другой москвич, Илья Буренко – купе Ferrari F430 Challenge.
В этом году на старт марафона Eneos 1006 km Race вышло два российских экипажа: кольцевики Василий Сабуров и Денис Константинов пилотировали седан Subaru Impreza, а раллисты Сергей Угер и Денис Левятов дебютировали в Паланге за рулем BMW M3. Увы, ни те, ни другие не снискали успеха из-за технических проблем: дуэт Saburov Racing Team классифицировался только 33-м, а экипаж Cone Forest Rally Team – 38-м.
А что же лидеры? Из 16 предыдущих гонок в Паланге девять были выиграны на суперкарах Porsche. Вот и в этот раз немецкие суперкары подтвердили реноме отличных автомобилей для длинных гонок на временных трассах. Да, в квалификации блеснула команда Carre & MVP by Algirdai, выставившая на старт прототип Aquila CR1. Произведенный в Дании болид, которым поочередно управляли раллисты Рамунас Чапкаускас, Дейвидас Йоцюс и Андрюс Ясионаускас, показал лучшее время и в самой гонке. Однако это так и не помогло литовцам удержаться за интернациональным экипажем на Porsche 911 GT3 Cup, который захватил лидерство с первых кругов.
В итоге литовский герой Дакара Бенедиктас Ванагас, его соотечественник Йонас Гельжинис и представитель известной голландской гоночной фамилии Себастиан Блеекемолен первыми преодолели 1000-километровый рубеж, опередив преследователей на Аквиле на два круга. Еще на столько же отстал от датского прототипа Porsche бельгийцев Стеве Вангбелингена, Тома ван Ромпея и литовца Немунаса Дагилиса. Остальные участники, в основной массе выступавшие на разномастных BMW, преодолели на пятнадцать и более кругов меньше, чем тройка лидеров.
А еще облачная, но отнюдь не дождливая погода помогла победителям марафона установить новый рекорд гонки. 1000-километровую дистанцию они промчали за восемь часов, 44 минуты и 55 секунд, перекрыв тем самым предыдущее достижение, державшееся с далекого 2001 года. А вот абсолютные рекорды временного трека в Паланге (1.07,046 в квалификации и 1.08,966 в гонке) устояли – времена Константина Цалко из Латвии, блеснувшего в позапрошлом году на прототипе Radical SR8, так и остались непревзойденными. До следующего года?