В Сочи стартовал международный «формульный» чемпионат SMP F4

Североевропейская «формульная» серия SMP F4 вступила в свой третий сезон. В календарь первенства входят семь гонок в России, Эстонии, Финляндии и Нидерландах. А еще наш молодежный чемпионат — один из двенадцати турниров в классе Формула-4, проводящихся в разных странах, от Италии и Германии до Южной Америки и Японии.

Главные перемены в SMP F4 произошли с самим принципом работы чемпионата: если прежде все машины обслуживались механиками финской команды Koiranen GP, то теперь сюда допустили и другие коллективы. Приглашение приняли голландская команда MP Motorsport, эстонская ALM Motorsport, испанская FA Racing, российская SMP Racing и две дружины из Суоми — Lappalainen Racing Team и AKK Academy. Машины, как и прежде, все одинаковые — итальянской фирмы Tatuus, со 160-сильным турбомотором Fiat 1.4 Turbo и секвентальной коробкой Sadev.

Первый этап серии состоялся на автодроме в Сочи, в нем приняло участие двадцать пилотов из России, Финляндии, Эстонии, Нидерландов, Дании, Австрии, Кипра, Франции, Испании и Азербайджана. Большинство гонщиков совсем юны (по 15-16 лет), а самым великовозрастным исполнилось двадцать — как эстонцу Стену Дориану Пиримяги или азербайджанцу Гульхуссейну Абдуллаеву.

Весь уик-энд в Сочи была пасмурная погода, а трассу регулярно поливало дождём

Свободные тренировки сопровождались дождем, но к началу пятничной квалификации он стих, и она прошла на подсыхающей трассе. Лучшее время показал испанец Хавьер Лловерас, проводящий уже второй сезон в серии SMP F4. Обладатель второго результата, датчанин Кристиан Лундгаард, уступил лидеру 0,444 секунды. Лучшим из россиян оказался вчерашний картингист Александр Смоляр, показавший восьмое время.

Все шло к тому, что первая гонка уик-энда пройдет посуху, но за полчаса до старта трассу вновь намочил дождь. В результате на первом же серьезном торможении на холодном и влажном асфальте ошиблись практически все участники! Кроме того, первые метры дистанции запомнились борьбой за лидерство между Лловерасом и Лундгаардом. Сам испанец признавался: «Старт у меня получился очень плохим. К счастью, поравнявшийся со мной Лундгаард опоздал с торможением перед вторым поворотом, так что я сохранил лидерство». Чуть позже датчанин смог снова вырваться вперед, но ненадолго — Лловерас успешно конратаковал. Некоторое время вместе ними за лидерство боролись голландец Бен Фискал и наш Александр Смоляр. Но постепенно Лловерасу удалось отъехать от соперников, и финишную линию он пересек первым. На второй позиции удалось закрепиться Фискалу, а бронзовую награду в борьбе с Кристианом Лундгаардом отстоял Александр Смоляр.

Александр Смоляр показал, что скорость у него уже есть, несмотря на почти полное отсутствие опыта в гонках «больших» машин

В субботу состоялась вторая квалификация и два гоночных заезда, которые вновь сопровождались дождем. Лучшее время в квалификации впервые в карьере на «больших» машинах завоевал Александр Смоляр. Но места на стартовой решетке во второй гонке уик-энда определяются по второму лучшему времени в пятничной квалификации — так что Смоляр стартовал с шестой позиции, а с первого места в гонку ушел Хавьер Лловерас. Из-за сильнейшего дождя заезд стартовал за автомобилем безопасности, за которым участники провели большую часть заезда. Так что собственно на борьбу у них осталось менее пяти минут. Впрочем, и этого хватило Кристиану Лундгаарду, чтобы отобрать у Лловераса первое место, а Александру Смоляру — прорваться с шестой позиции на третью.

Александр Смоляр (справа) дважды поднимался на подиум. Мог бы и трижды — кабы не авария на последнем круге в третьем заезде...

Третья, последняя гонка уик-энда проходила вновь под дождем — но уже не таким сильным, как прежде. Места на стартовой решетке распределялись по итогам второй квалификации, так что на поуле оказался Александр Смоляр. Увы, для него эта гонка сложилась чрезвычайно неудачно. Стартовал он гораздо медленнее сопеников, из-за чего уже ко второму повороту оказался на третьей позиции. А возглавил гонку великолепно стартовавший Кристиан Лундгаард. Тем не менее, россиянин смог не только защитить свою позицию от притязаний Хавьера Лловераса, но и отнял второе место у Бена Фискала. Ближе к концу гонки голландец смог вернуть позицию, но, защищаясь от контратаки со стороны россиянина, срезал поворот. Тем не менее, возвращать позицию Смоляру он не торопился — но тому вновь удалось чисто обогнать соперника! Борьба в исполнении российского гонщика выглядела образцово — до тех пор, пока он не ошибся, обороняясь от Фискала, за счет чего их обоих прошел Хавьер Лловерас. А буквально через пару поворотов россиянин столкнулся с испанцем и сошел — когда до финиша оставался лишь круг! Отрыв победителя гонки Кристиана Лундгаарда на финише от Бента Фискала составил более двадцати секунд, а «бронзу» завоевал еще один российский гонщик, челябинец Никита Волегов.

Лидером чемпионата из Сочи уехал Лундгаард, но Лловерас уступает ему всего одно очко. Лучший из отечественных пилотов, Александр Смоляр, занимает пятую позицию. Следующий этап серии SMP F4 состоится через неделю на автодроме «Смоленское кольцо» — он пройдет совместно с заездами Российской серии кольцевых гонок.

Календарь серии SMP F4 — 2017

Место проведения Страна Дата
1 Сочи Автодром Россия 19-20 мая
2 Смоленское кольцо Россия 26-28 мая
3 Ахвенисто Финляндия 2-4 июня
4 Пярну Эстония 1-2 июля
5 Moscow Raceway Россия 14-15 июля
6 Moscow Raceway Россия 19-20 августа
7 Ассен Нидерланды 20-22 октября

Положение в чемпионате после первого этапа:

Место Гонщик Страна Очки
1 Кристиан Лундгаард Дания 50
2 Хавьер Лловерас Испания 49
3 Бент Фискал Нидерланды 37
4 Туомас Хаапалайнен Финляндия 28
5 Александр Смоляр Россия 25
6 Никита Волегов Россия 15
7 Элиас Нисканен Финляндия 14
8 Юусо Пухакка Финляндия 10
9 Владимир Джоджис Кипр 8
10 Михаил Белов Россия 6

Рекомендованные статьи