Финская тропа в Формуле-1? Боттас идет по дороге Райкконена
Контракт с Валттери Боттасом Mercedes не продлевал ровно до того момента, пока оставалась теоретическая возможность договориться с Фернандо Алонсо. И этот факт говорит о настроении Тото Вольффа гораздо больше, чем его собственные споры с Ники Лаудой. Помните, Лауда обмолвился о переговорах с Алонсо, а Вольфф старательно это опровергал? В опровержение можно было бы поверить, если бы в Формуле-1 переговоры велись как в международной политике. По расписанию, с заранее объявленной повесткой дня и с объявлением в прессе о визитах делегаций.
Нет, здесь все делается куда менее помпезно. Телефонный звонок, разговор в паддоке на ходу – и вот уже принципиальное решение принято, остается уточнить нюансы. Тогда, собственно, и начинаются те переговоры, о которых становится известно прессе. До таких контактов с Фернандо, официальных, дело не дошло. Но все-таки надежда заполучить Алонсо в состав у Мерседеса оставалась. Как ни крути, но два «первых номера» в топ-команде – это гораздо более сильная конфигурация, чем четкое разделение на лидера и заместителя. В Ferrari сейчас это разделение очевидно. Хотя Кими Райкконен сам по себе прославленный гонщик, звезда – но роль в команде у него сейчас более чем скромная. Вся ставка на Феттеля.
Выступая в одной команде с Хэмилтоном, Боттас обречен на вторые роли. И только в его силах ситуацию изменить, никакой санкции сверху на это не будет
Mercedes с Хэмилтоном и Алонсо имел бы против такой Скудерии дополнительное преимущество. Да и внутренний фактор заинтересованности во втором топ-пилоте у Мерседеса есть. Хэмилтон по сравнению с Феттелем гораздо сильнее склонен к «звездной болезни», независимому (от руководства своей команды) поведению и прочим выкрутасам. Когда он однозначный лидер, с этим справиться трудно. А равноправный конкурент-партнер дисциплинирует! Но в определенный момент стало ясно, что Honda от Макларена уходит, а Алонсо там остается. А не наоборот, что давало бы Мерседесу шанс вновь объединить Льюиса и Фернандо в одном составе. Как только вариант с испанцем отпал, других искать не стали, контракт с Боттасом продлили. Почему, за какие заслуги?
Ответ очевиден – не за скорость, не за то, что он может побеждать. Это само собой разумелось, без этих качеств его бы не ангажировали перед нынешним сезоном после ухода Росберга. Оставили Валттери в команде за лояльность, дисциплину и за то, что он полностью устраивает Хэмилтона в качестве партнера. То есть ровно за те качества, за которые Райкконен в очередной раз оставлен в Ferrari.
Возникает соблазн рассуждать о специфической «финской тропе» в Формуле-1, по которой идут два эти гонщика. Какие там качества считаются присущими финскому характеру? Стойкость, скромность, спокойствие, невозмутимость. Как раз то, что нужно пилоту Формулы-1, когда его ненавязчиво просят по радио уступить позицию товарищу по команде. Скажете, Райкконен в этих случаях иногда отвечал не слишком дисциплинированно? Но и Боттас, пропустив Хэмилтона, на подиуме в Бахрейне не скрывал своих эмоций. Это не отменяет главного: в целом и тот, и другой четко выполняют нужную команде работу. И не действуют на нервы напарнику, который решает главную задачу сезона.
Для руководства Мерседеса важно завоевать титул, и поддерживать оно будет всякий раз того пилота, который к этому титулу ближе
Но воздержимся от поверхностных выводов: между двумя финнами все-таки есть принципиальная разница. Райкконен уже сказал свое главное слово в Формуле-1, он вписал свое имя в историю автоспорта. Поэтому сейчас сколь угодно долго может получать удовольствие и деньги от пребывания в Формуле-1 в качестве «второго номера» популярной команды. Кстати, чемпионом мира Кими стал десять лет назад – как раз, когда был примерно в нынешнем возрасте Боттаса. У Валттери таких достижений нет, а впереди перспектив борьбы за титул не просматривается. Между прочим, Mercedes оставил его на «коротком поводке», продлив соглашение лишь на один сезон.
Но все в руках самого Боттаса. Он выступает за очень хороший коллектив, в его руках одна из лучших машин чемпионата. Нынешний год он еще может использовать для накопления опыта. А вот в следующем ему надо будет показать себя во всем блеске и дать партнеру бой. По крайней мере, командная дисциплина не запрещает показывать высокую скорость в квалификациях!
Быстрая машина, внимание прессы и возможность побеждать. Всё это дал Боттасу Mercedes. Многие гонщики Формулы-1 хотели бы оказаться на его месте, несмотря на очевидный статус "заместителя" Хэмилтона
Лишь претендуя на титул, Валттери может встать на один уровень со своими прославленными соотечественниками – Росбергом-старшим, Хаккиненом, тем же Райкконеном. Если нет – его ждет другая судьба. Кто сейчас вспоминает, скажем, Хейкки Ковалайнена? А ведь тоже побеждал в Формуле-1 человек в свое время. Давно забыли и Юркки Ярви Лехто, и Мику Сало, тоже отметившихся в сильных командах. Вот и выходит, что «финских троп» в Формуле-1 не одна, а две. И на распутье Боттас окажется перед стартом следующего сезона.