Без побед, но с новым контрактом. Почему Кими Райкконен остался в Ferrari?

Фото: formula1.ferrari.com | motorinolimits.com | tuttomotorsport.com

На прошлой неделе команда Ferrari объявила состав гонщиков сезона-2018. Обошлось без сенсаций, но если продление контракта с Себастьяном Феттелем было ожидаемым событием, то перспективы Кими Райкконена долгое время вызывали вопросы. За какие заслуги чемпион мира 2007 года остался в Маранелло еще на один сезон и неужели у итальянской команды не было выбора? Давайте разберемся.

За что Ferrari могла спокойно уволить Райкконена?

Слухи о новом контракте финского гонщика с Ferrari появились накануне летнего перерыва в чемпионате. До того момента слабо верилось, что Кими останется в команде: слишком уж неоднозначно он провел первую половину сезона. В то время как Себастьян Феттель выиграл две из трех первых гонок, Райкконен был просто нигде. В квалификациях среднее отставание Айсмена от напарника составило 0,391 секунды, а на финише в воскресенье — 28,898 секунды. Для сравнения: новобранец Mercedes Валттери Боттас проиграл Льюису Хэмилтону в среднем за первые три этапа 0,152 секунды в квалификациях, а в гонках — 21,2 секунды. Но если у молодого финна было оправдание в виде разворота в Шанхае, то Райкконену элементарно не хватало темпа и мотивации в борьбе с соперниками. Неудивительно, что после Гран При Китая финна раскритиковал президент Ferrari Серджио Маркионне. «У меня сложилось такое впечатление, что Кими занят чем угодно, но только не гонками!» — безапелляционно заявил он.

Критика возымела действие: уже в Сочи Райкконен вместе с Феттелем квалифицировался на первом ряду и финишировал третьим, а в Монако выиграл первый со времен Гран При Франции-2008 поул. Но надолго запала не хватило: видимо, досадное поражение в Монако, когда из-за не совсем понятной стратегии команды Райкконен упустил победу, сильно сказалось на его мотивации. За три следующих этапа Кими набрал лишь 16 очков, тогда как Феттель — 42. Как раз в это время Ferrari упустила первую позицию в Кубке конструкторов: если после Монако Скудерия лидировала с преимуществом в 17 очков, то после Гран При Австрии отстала от команды Mercedes на 33 балла. Кто недобрал эти очки, было понятно, и снова на арену вышел Маркионне, фактически назвавший Кими лентяем. «Кажется, Райкконену стоит быть более вовлеченным в процесс. Время от времени мне кажется, что он слишком медлителен».

Комментируя слова президента Ferrari, Кими сказал: «Я делаю все возможное, чтобы добиваться высоких результатов. Не то чтобы я не стараюсь, но, к сожалению, иногда у меня не все получается».

Совпадение это или нет, но на следующем этапе в Сильверстоуне все получилось: по ходу всего уик-энда Райкконен был быстрее Феттеля, а в гонке стал единственным, кто смог более-менее поддерживать темп Льюиса Хэмилтона, и потерял второе место только из-за обидного прокола шины на последних кругах.

Первая половина сезона-2017 была завершена на высокой ноте: Кими пришел вторым в Венгрии с отставанием 0,9 секунды от Феттеля, — но общее впечатление осталось смешанным. В семи гонках финн финишировал ниже своей стартовой позиции, что стало наихудшим показателем среди всех пилотов. А средняя позиция на финише оказалась даже ниже, чем у гонщиков команды Red Bull, проигрывающей Ferrari по всем статьям: 4,90 против 3,38 у Даниэля Риккьярдо и 4,50 у Макса Ферстаппена. Если Феттель лидировал 221 круг, то Кими только 38, из которых 33 пришлись на Гран При Монако. Что уж говорить про почти двойную разницу в очках с Себастьяном: 116 против 202! Да, Райкконен не был виноват в сходах: в Барселоне в него врезался Макс Ферстаппен, а в Баку все закончилось после наезда на обломки от машин Force India. Но это все равно не объясняет такого гигантского разрыва.

Общая статистика за три с половиной сезона, проведенных после возвращения в Ferrari, также удручает: ни одной победы в 70 стартах и в полтора раза меньше очков, чем в сумме у напарников (Алонсо и Феттеля): 569 против 871. Бывает хуже, если вспомнить разгромный счет между Алонсо и Фелипе Массой за четыре сезона в начале нынешнего десятилетия: 1029 против 496! Но, наверное, никто бы не бросил камень в руководство Ferrari, если бы в Скудерии приняли решение расстаться с Кими по окончании сезона.

«Не я принимаю такие решения. Команда знает, чего я хочу, поэтому посмотрим», — сказал Райкконен на пресс-конференции после финиша гонки на Хунгароринге.

Почему Ferrari решила оставить Кими?


Как и в предыдущие годы, официальное заявление о продлении контракта ограничилось кратким коммюнике от пресс-службы команды: «Ferrari продлила технические и спортивные договоренности с Кими Райкконеном. Финский гонщик будет выступать за команду из Маранелло в Формуле-1 в 2018 году».

Комментариев со стороны руководства до сих пор не поступило, а сам Райкконен по ходу гоночного уик-энда в Спа заметил: «Я не стал бы подписывать новый контракт, если бы у меня не было такого желания и меня не устраивали бы условия. Мне хотелось продолжить выступать за Ferrari в следующем году. Очевидно, у команды такой же настрой».

Желание Кими понятно: итальянская команда находится на подъеме, и уходить сейчас было бы странно. Тем более он верит в себя и надеется достичь новых успехов. «Я не собираюсь тратить свое время и время команды, просто занимая место, — сказал финн перед началом гоночного уик-энда в Спа. — Да, в работе пилота Формулы-1 много интересных аспектов, но гонки — это самое важное. Поэтому пока я чувствую, что способен выигрывать и бороться за титул, меня все устраивает. Как только это ощущение пропадет, я сразу займусь чем-нибудь другим».

Упрекнуть Кими в том, что он остался только ради денег, сложно. Заработок в Ferrari у него сейчас, по меркам гонщика топ-команды, не такой уж большой — семь миллионов долларов. Для сравнения: Феттель получает около 30 миллионов в год, а сам финн в 2009-м заработал 45 миллионов. Об условиях нового контракта пока ничего не известно, но можно предположить, что серьезной прибавки не будет: результаты не те. А зачем тогда Ferrari надо было оставлять гонщика, не показывающего должных результатов?

Президент Ferrari Маркионне предупредил год назад: «Любой, кто не приносит результата, должен уйти. Это правило относится ко всем, в том числе и ко мне». Но Кими по-прежнему в строю и останется в Формуле 1 как минимум еще на полтора сезона. Что такого он может дать Ferrari, чего не смогут другие?

«Преимущество Райкконена в том, что он далек от политики и готов прийти на помощь напарнику, если это потребуется. Его не волнует происходящее за спиной. Гармония в команде очень недооценивается, а на самом деле она играет важную роль», — объясняет фитнес-тренер финского гонщика Марк Арнелл.

Спокойный и неконфликтный Кими — наилучший вариант для Ferrari. Сейчас, когда удалось навязать конкуренцию непобедимой доселе дружине Mercedes, внутрикомандная борьба и раскол боксов на два враждующих лагеря нужны Скудерии меньше всего. При этом Кими способен обеспечить инженеров точной обратной связью, которая помогает Ferrari быстрее находить настройки. В паре с Алонсо в 2014-м это не сработало из-за разных стилей пилотирования: Райкконен очень требователен к поведению передка, тогда как испанец менее зависим от определенного баланса машины. После прихода Феттеля с таким же, как у Кими, подходом к настройкам ситуация поменялась в лучшую сторону.

«Безусловно, иногда у Кими бывает другое мнение о работе машины. Но это даже хорошо, когда у команды есть два разных источника обратной связи, — сказал Себастьян в одном из своих интервью. — Я согласен с Кими в большинстве вопросов, но не во всех. В любом случае мне нравится с ним работать».

В плане результатов на трассе Райкконен также полностью устраивает четырехкратного чемпиона мира, контракт с которым Ferrari продлила до 2020 года включительно. Кими не представляет для Себа прямой угрозы в гонках и чемпионате и может прикрыть, как в Венгрии, когда во второй половине заезда у лидировавшего Феттеля упал темп, или прервать быстрый круг в квалификации и помочь в «воздушном мешке», как в Спа.

«Команда задавала мне этот вопрос, я выразил свою точку зрения, — ответил Феттель, когда в Спа журналисты спросили у него о продлении контракта Райкконена. — Не знаю, какую роль сыграло мое мнение, но решение принято».

В прошлом году в британских СМИ были сообщения, будто у Феттеля есть право голоса в выборе партнера по команде, как в свое время у Михаэля Шумахера. Поэтому его желание продолжать работу с Кими могло стать ключевым. Тогда это объясняет, почему Ferrari сначала подписала соглашение с Райкконеном, а только через два дня достигла окончательных договоренностей с самим Себом. Хотя…

Была ли у Ferrari альтернатива?

«Я категорически не согласен с тем, будто Феттель может диктовать Серджио Маркионне, кого он хочет видеть на месте напарника. Президент Ferrari никогда такого не допустит», — написал в своем блоге инсайдер Скудерии Лео Турини.

Хорошо, отбросим теорию о влиянии Феттеля и предположим, кто мог бы заменить Кими. У Льюиса Хэмилтона, Даниэля Риккьярдо и Макса Ферстаппена контракты до 2019 года, а продление соглашения с Валттери Боттасом, по словам босса Mercedes Motorsport Тото Вольфа, — простая формальность. Фернандо Алонсо? Пару месяцев назад испанец намекал на возвращение в Маранелло, на получил отлуп со стороны Маркионне: «Может быть, Фернандо и заинтересован в этом, но мы в его услугах не нуждаемся».

Из остальной части пелотона выделить особо некого. Слухи о возможном переходе Карлоса Сайнса в Ferrari — это скорее самопиар испанца и попытка напомнить о себе руководству Red Bull. У Нико Хюлькенберга контракт с Renault до конца 2018 года, с опционом еще на сезон, да и с маркетинговой точки зрения два немца в итальянской команде — это перебор.

Грезящие переходом в Ferrari Серхио Перес и Ромен Грожан хоть и обладают огромным опытом, но к выступлениям за топ-команду не готовы. Первый, получив молодого и быстрого напарника в лице Эстебана Окона, проявил в этом сезоне феноменальную упертость и эгоизм, а второй чересчур нестабилен и слишком часто ищет оправдания.

Остается молодежь — воспитанники гоночной Академии Ferrari. Антонио Джовинацци чуть-чуть подпортил себе репутацию после двух идентичных аварий на Гран При Китая, когда заменял в команде Sauber Паскаля Верляйна, и разбитой машины Haas на первой пятничной тренировке в Венгрии. Наиболее очевидным вариантом могло стать приглашение восходящей звезды Шарля Леклера. 19-летний монегаск (на фото вверху) выступает в Формуле-2 в своей лиге и настолько быстр, что некоторые соперники уже сомневаются в соответствии его машины техническому регламенту. Но в Ferrari не пошли на риск и, скорее всего, обеспечат своему подопечному место в команде Sauber в следующем сезоне.

«Я не сомневался, что Кими останется в Ferrari. Он это полностью заслужил, — прокомментировал ситуацию Шарль. — Я еще очень молод, и дебют в Формуле-1 в Ferrari стал бы слишком большим рывком вперед».

Вот и выходит, что достойной альтернативы Кими Райкконену не нашлось, а получать кота в мешке Скудерия не собиралась. 

Станет ли сезон-2018 для Райкконена последним?

В октябре финскому гонщику исполнится 38 лет. С 2001 года, с которого Кими выступает в Формуле-1, в таком возрасте участие в чемпионате продолжали только двое: Рубенс Баррикелло, ушедший в 39 лет, и Михаэль Шумахер, который вернулся в 41 год. Остальные — Жан Алези, Эдди Ирвайн, Дэвид Култхард, Джанкарло Физикелла, Ярно Трулли, Марк Уэббер, Дженсон Баттон — завершили карьеру в 36—37 лет.

Однако пока нет никаких предпосылок к тому, что сезон-2018 станет для Кими прощальным. «Пока я получаю удовольствие от пилотирования машины и команда заинтересована в моих услугах, я буду выступать в Формуле-1», — сказал финн в апреле этого года.

Один-два сезона у Кими в запасе наверняка есть — как раз те, что он пропустил в 2010-м и 2011-м. Его скорость никуда не делась, и надо только поднять мотивацию: на одних пинках президента Ferrari далеко не уедешь. Уверен, финн еще способен выиграть пару гонок и помочь Феттелю завоевать чемпионский титул, а Ferrari — Кубок конструкторов. А там, глядишь, и смена в лице Леклера подрастет!

Рекомендованные статьи